Рудознатец - Григорий Григорьевич Капустин
Памятник установлен в августе 1983 года, по инициативе производственного объединения "Макеевуголь".
Автор - скульптор Ю.А. Седальто, архитектор В.И. Тишкин. Скульптура отлила на Макеевском труболитейном заводе им. З.В. Куйбишева.
Рудознатец петровских времен - Григорий Григорьевич Капустин.
Родился и вырос в дворцовом селе Даниловское, (20 верст от Кинешмы). От рождения Григорий Капустин был человеком очень любознательным, склонным к наукам, к тому же обладал многими талантами. Известно, что в течении 17 лет Г.Г. Капустин был подъячим Приказной избы в своем родном селе.
Однако исполнение административных обязанностей не было его призванием. Главной страстью его жизни была геология. Непрерывно расширяя свои знания, он развил в себе редкое умение по ничтожным приметам на поверхности земли узнавать, где и какие лежат в недрах металлы и минералы.
В Санкт-Петербурге стало известно о необыкновенных талантах рудознатца, "лозоходца", и он был вызван в столицу, в Берг-Коллегию (горное управление). По царским указам Г.Г. Капустин неоднократно участвовал в различных экспедициях, предпринятых в целях поиска полезных ископаемых, столь нужных в то время бурно развивающейся Российской державе.
За период с 1715 по 1723 года им были открыты месторождения золота, серебра и иных руд в устюжском и воронежском краях, но главное его открытие - это "горюч камень", первосортные угли Донецкого бассейна.
Из архива...
"...Донецкий угольный бассейн образовался на заливах и лиманах давно несуществующего моря. Это море занимало всю восточную половину Европейской и западную половину Азиатской России, разделяясь между ними сплошным массивом Уральского хребта и врезаясь на запад узким, сильно вытянутым Донецким заливом в материк.
Как памятники давно исчезнувшего моря сохранились до нашей эпохи сравнительно небольшие резервуары, наполненные морской водой - моря Каспийское и Аральское. В обнажившихся местах образовалась мощная толща известняка из обитавших на дне моря раковин. Берега моря были покрыты пышной растительностью, свойственной каменноугольному периоду: сигилляриями, хвощами, папоротниками, лепидодендронами и каламитами. Остатки этих растений, устилавших дно мелководного залива, перемежались с песком и илом, начинали гнить и в результате тления, продолжавшегося тысячелетия, превращались в торф, каменный уголь и антрацит.
От горных цепей, перерезавших местность, со временем остались только их широкие основания в виде кряжей. Самый значительный из них - так называемый "главный перелом" или Донецкий кряж.
Донецкий каменноугольный бассейн размещается в изгибе реки Северский Донец, которая и дала свое имя этой местности.
О существовании каменноугольных залежей было известно местному населению издавна. Русский ученый академик Гельмерсен писал: "Мы не ошибемся, если предположим, что каменный уголь был известен в этих местах на Донецком кряже задолго до времен Петра I, потому что в безлесных краях он выходит наружу в бесчисленно многих местах, кроме того, дожди и снеговые воды ежегодно открывают в оврагах (балках) новые пласты каменного угля, закрытые напоенною почвою".
В 1696 г., возвращаясь из первого Азовского похода, Петр I знакомится с донецким каменным углем. Во время отдыха на берегу реки Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. "Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет" - сказал Петр.
Первым историческим документом об открытии каменного угля в Донбассе является именной Указ Петра I от 7 декабря 1722 г.
Предыстория этого Указа такова. В 1719 году при реорганизации государственного управления вместо ликвидированного Приказа рудокопных дел была создана Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью, а также разведками руд. Берг-коллегия организовала ряд экспедиций для поиска полезных ископаемых.
Осенью 1721 года для обследования залежей руд и минералов в районах, расположенных по течению Дона и Северского Донца выехал талантливый рудознатец Григорий Григорьевич Капустин. 25 ноября он прибыл в казачью станицу Черкасск и приступил к обследованию берегов речки Кондручьей, впадающей справа в Северский Донец. В начале декабря 1721 года он открыл уголь недалеко от настоящего г. Шахты Ростовской области, а затем был найден уголь в урочище Скелеватом, в 30 км от г. Бахмута (г. Артемовска). В 1724 г близ Бахмута уже велась добыча угля, работало 150 шахтеров. Уголь шел в кузницы солеваренного завода.
После смерти Петра I в 1725 году горное ведомство почти на два десятилетия прекратило разведку каменного угля в Донбассе. Добыча угля в Бахмуте была прекращена. Промышленная добыча угля стала развиваться лишь в конце ХVIII века. В конце 90-х годов одновременно с сооружением Луганского литейного завода закладываются для его потребностей и первые казенные шахты.
Вслед за этими казенными рудниками на территории нынешней Донецкой области возникают разработки частных предпринимателей - добычей угля начинают заниматься помещики и сидевшие на казенных землях государственные крестьяне и казаки.
Так, в Бахмутском уезде, на дачах казенного села Зайцево, с 1800 по 1820 год крестьяне добывали уголь не только для нужд, но и для продажи. Немало крестьянских шахт, открытых еще до 1820 г., действовало в с. Александровке. На крестьянских шахтах Никито-Зайцевского месторождения Бахмутского уезда ежегодно добывалось 250 000 пудов угля.
Способ добычи угля был крайне примитивным. Лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и кошелка для подъема угля - вот и вся используемая при этом техника. Крестьянские шахты-дудки были не глубже 25 м. В конце 1830-х годов их годовая производительность равнялась 20000 пудов.
В 1837 г. уголь добывался в 13 местах нынешней Донецкой области - в районе Селидово, Щербиновки, Никитовки и др. Однако угледобыча была невелика и возрастала медленно. Если в 1839 году было добыто 855,4 тыс. пудов угля, то в 1850 году лишь немногим более 1 млн. пудов.
В 60-е годы XIX в. закладываются первые капиталистические угольные шахты. Одной из них была Горловская (шахта "Кочегарка"), сооруженная в 1867 г.
В 1871 г. здесь же была заложена "Корсунская копь №1", на которой в 1879 году работало более тысячи рабочих и было добыто 3,6 млн. пудов угля.
В фонде Донецкого губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов имеется интересный документ "О познании Донецкого бассейна", раскрывающий перед нами имена первых исследователей каменноугольных богатств нашего края, продолживших славные начинания первопроходца Григория Григорьевича Капустина.
В 1794 году князь Потемкин командировал для обследования Донецкого бассейна англичанина Гескойна, который нашел перспективы бассейна "блестящими".
В 1829 году горный инженер Е.П. Ковалевский дал описание бассейна, охватившее площадь до 18 000 верст и снабженное первой геологической картой края, которая включала 25 месторождений угля. Впервые им употреблен термин "Донецкий кряж", прослежено направление этого кряжа, т.е. положены основы изучения тектоники Донецкого бассейна.
Крупным шагом вперед в деле исследования Донецкого бассейна в 1837 - 1839 годах явились труды горного инженера, профессора Парижской горной школы Ле-Пле. Изданная им в 1843 году в Париже книга явилась первым систематическим исследованием всего Донбасс, а геологическая карта, приложенная к ней, впервые охватила все поле сплошных обнажений каменноугольных отложений в Донецком бассейне.
Палеонтологический материал, собранный экспедицией Ле-Пле, позволил ему сравнивать Донецкие каменноугольные отложения с аналогичными отложениями Западной Европы.
С 60-х годов XIX в. каменноугольная промышленность Донецкого бассейна в связи со строительством железных дорог начала быстро развиваться. Железные дороги были весьма крупным централизованным потребителем каменного угля. Но значение их для развития угольной промышленности этим не ограничивалось. Строительство железных дорог потребовало большого количества металла. А это порождало второго крупного потребителя угля - металлургическую промышленность.
В 1869 году англичанин Джон Юз получил концессию на постройку завода, который способствовал превращению небольшого индустриального поселка в город.
На 1868-1878 годы пришелся так называемый период "каменноугольной горячки". Наглядной иллюстрацией добычи угля в эти годы служат цифры из трудов П.И. Фомина: 1868 г. - 2 967 334 пудов, 1870 - 5 078 543 пудов, 1872 г. - 9 048 096, 1874 г. - 14 819 713 пудов, 1876 г. - 20 677 348 пудов, 1878 г. - 25 468 084 пудов.
Как свидетельствуют документы, запасы угля в Донбассе начала ХХ века столь велики, "что с трудом поддаются усвоению и при правильном их использовании на много лет могут обслужить потребности всей отечественной промышленности".
Ведущий специалист госархива Донецкой области Коровина М.В.