Герои среди нас
Многочисленные обстрелы, которым Макеевка подвергалась на прошлой неделе, все мы переживали по-разному. Кто-то – в окопах на передовой, кто-то – в подвалах и бомбоубежищах, кто-то – читая сводки и новости... Но есть те, кому «повезло» особенно.
Кто-то должен был, несмотря ни на что, оставаться на своем рабочем месте и делать всевозможное, чтобы жизнь города не была парализована, чтобы пострадавшие от обстрелов объекты инфраструктуры были как можно скорее реанимированы и продолжали функционировать. Все эти люди, с которыми нам удалось пообщаться, категорически против того, чтобы их называли героями. Говорят: мы просто выполняли свою работу...
Наталья Гаврилова, оператор газовой котельной. После событий, произошедших в ночь со второго на третье февраля, она – героический оператор газовой котельной. И обсуждению это не подлежит.
Двор квартала по улице Давыденко, что в Красногвардейском районе, где разорвался снаряд, даже с большой натяжкой стратегическим объектом не назовешь. Но именно он попал под обстрел.
- Я работала в ночную смену, выполняла все положенные операции. Шла к тепломеру, для того чтобы снять показания счетчика, и именно в этот момент раздался характерный звук, затем последовали яркая вспышка и взрыв. Все стекла из окон котельной вылетели в одно мгновение, - рассказывает Наталья Владимировна. - Испугалась ли я? Конечно, испугалась. Но тут же начала звонить начальнику участка и диспетчеру с докладом о произошедшем. Нужно было принимать решение, отключать тепло или нет.
Тепло не отключили. И подавали его в 53 жилых дома и детский сад без остановок. Мороз в ту ночь был знатный - минус 18.
Окна, слава Богу, что решетки целые, завесила шторами, прижала тяжелыми железками. Холодно было в котельной или нет, не понимала. Знала, что ночь нужно продержаться одной. Пока район под обстрелами, рисковать жизнью коллег было нельзя. Утром приехала подмога. Стали окна стеклить, подбадривать, восхищаться. А она вышла на улицу... и вот здесь уже испугалась по-настоящему. Бетонные блоки котельной пробиты осколками наполовину, причем в непосредственной близости от газопровода. На газовой трубе тоже отметины.
Как в газопровод не попали, как осколки в окна не залетели, - вопросы, в ответ на которые только благодарность Всевышнему. Чудо. Другого названия нет.
Наталья Владимировна не только работает на линии огня, но и живет на Григорьевке. Практически на передовой. Привыкнуть, конечно же, к происходящему не привыкла, но и злобы в душе нет.
- Скорей бы уже все успокоилось. Война – беда, - вздыхает она и заступает на новую смену.
«Скорая» стала еще быстрее
«Скорая помощь». Режим работы этой службы всегда чрезвычайный, а в дни обстрелов – особенно. Забывая о том, что они сами - люди, живые, обычные, не из железа, рискуя собственной жизнью, медики выезжали туда, где больше всего нуждались в их помощи. Больше других в этом плане досталось коллективу Подстанции скорой помощи №5, расположенной в Красногвардейском районе, который чаще других принимал «прилеты».
- Выезжали и к раненным в результате обстрелов, и к тем, кому просто на фоне всего происходящего становилось плохо, - рассказывает врач выездной бригады «скорой» Людмила Горшкова. - На фоне постоянного стресса у людей обострялись заболевания, стало больше инфарктов, инсультов... Причем возраст самый разный. Был вызов на Ганзовку, когда на Мотеле случился взрыв. Люди вызвали «скорую» в бомбоубежище, где спрятались на время обстрела. Женщине 50 лет стало плохо. К сожалению, приехали и зафиксировали смерть – сердце не выдержало...
Самым тяжелым днем прошлой недели медики называют 2 февраля.
- Обстреливались почти все закрепленные за нами поселки - Григорьевка, Первомайский, шахты им. Поченкова, Восточный... Причем если раньше обстрелы были в основном ночью, то в этот раз - почти круглосуточно, - рассказывает Людмила Ивановна. - Второго числа дежурила наша бригада, а третьего, только мы ушли домой и заступила новая смена, прилет был и у нас - возле пятой городской больницы, в паре сотен метров отсюда…
Учитывая, что коллектив на 99% женский, смелостью этой бесстрашной команды можно только восхищаться. Фельдшеры Лилия Морозова, Людмила Саенко, Светлана Обухова, Анна Ковалева, Дарья Несмашная, диспетчер Елена Кондрашева. Заведующая подстанцией Тамара Мачуха и старший фельдшер Валентина Архипова. С благодарностью медики отзываются и о водителях «скорых» - Игоре Скрупнике, Леониде Фатееве, Виталии Цвилыке. От их умения правильно сориентироваться и быстро принять решение порой зависит не только здоровье бригады и пациента, но и жизнь...
С войной медики не расстаются не только на работе, но и дома, поскольку большинство из них живет здесь же, в часто обстреливаемых поселках Красногвардейского и Кировского районов.
- Война у нас круглосуточно. Но деваться некуда. Кто-то должен помогать людям. Стараемся поддерживать друг друга, как можем. Главное – не унывать! - такой их коллективный девиз.
Больницы - под прицелом?
Неоднократно обстрелам на минувшей неделе подвергались и объекты социальной сферы, в частности городские больницы №2 и №5. Случайно ли? Говорят, артиллерия - наука точная.
- 30 января обстрелу подверглась и наша больница, снаряд приземлился во дворе, - рассказывает главный врач городской больницы №2 Савелий Гарбуз. - От взрывной волны пострадало оконное остекление. Основную часть больных пришлось эвакуировать в другие лечебные учреждения. Но около 150 человек оставались здесь. Весь медицинский персонал продолжал ходить на работу.
В столь непростых условиях медики не переставали оказывать помощь пациентам, в том числе раненным в результате обстрелов мирным жителям. Когда соцсети уже «похоронили» раненного под обстрелом сотрудника теплосети, хирурги второй городской больницы в течение 6 часов делали ему сложнейшую операцию. В результате человека удалось спасти.
С понедельника лечебное учреждение возобновило прием больных, работа продолжается в обычном режиме.
- Своими силами восстановили то, что могли, закрыли окна со сквозными пробоинами, чтобы не нарушить температурный режим в помещениях, - говорит Савелий Гарбуз. – Сделали заявки на получение материалов, необходимых для ликвидации последствий обстрелов. Уже определились с подрядчиками, которые будут проводить работы по остеклению. В ближайшее время они приступят к работе.
Уроки войны вживую
Среди пострадавших объектов соцсферы не только больницы, но и учебные заведения - школы, детские сады... ОШ №21, №25, детский сад №29.
Спустя неделю, в коридорах ОШ №21 шумно и весело - дети восстанавливаются быстрее взрослых. 1 февраля в 8 часов 45 минут эта школа подверглась обстрелу. Снаряд приземлился на спортивной площадке.
- К счастью, детей в школе в этот день не было. Накануне обстреляли соседний детский сад №29, и мы приняли решение перейти на дистанционное обучение, - рассказывает директор МОШ №21 Елена Вострикова. - В школе были только педагоги и техперсонал, как раз проходили инструктаж, как вести себя во время обстрела... И тут началось. Переждали обстрел в убежище, взяли совки и веники и начали убирать... Рабочих рук нужно было много. Спасибо и всем родителям, которые откликнулись, и всем членам нашего коллектива - никто не ушел, не отпросился домой. Все оставались на местах, пока не были затянуты пленкой все 80 пострадавших окон... Боялись разморозить систему отопления, ведь у нас во время обстрела еще и трубу подачи горячей воды повредило осколком. Остеклить предстоит в общей сложности 480 квадратных метров. Пока не спешим, вдруг опять обстрелы...
Со вторника в школе возобновились уроки. Все условия для занятий созданы. Работает даже кухня. Наполняемость в классах разная: в 11-м – почти все, в 5-м - всего 4 человека.
- Родители еще боятся, - говорит Елена Вострикова. - Ведь все и живут в этих обстреливаемых поселках. Боялись, что дети начнут выбывать. Опасения не оправдались. Видимо, все, кто хотел, уже уехали. Остались одни патриоты.
«Дети знают, что делать, если обстрел...»
Увы, наши дети знают... В сводки обстрелов на прошлой неделе попало и такое, казалось бы, совершенно далекое от войны заведение, как детский сад №29 в Кировском районе. Снаряд лег в нескольких метрах от здания - прямо на проезжую часть по улице Чудской. Ни одного уцелевшего окна, в стенах ясельной и младшей групп – следы от разлетевшихся осколков. Работа одного крыла полностью парализована.
- Детсад рассчитан на 4 группы, но пока у нас могут работать только две, - рассказывает заведующая Руслана Сазоненко. - Вынесло не просто стекла, а окна вместе с фрамугами.
Обстрел случился в половине девятого вечера.
- Наш сторож Борис Бобровников пришел на работу, только успел открыть дверь, и его взрывной волной буквально внесло в здание. Он теперь у нас второй день рождения 31 января отмечает. Говорит, ему очень повезло, - рассказывает Руслана Владимировна. - В этот день мы проводили своего рода «учения» с малышами, показывали, как надо эвакуироваться. Как вести себя при обстреле, они у нас уже давно знают. Но только эвакуация в случае чего никого не спасет. Слава Богу, что обстрел случился вечером и детей уже не было. А так мы бы их не то что эвакуировать - с кроваток поднять не успели бы...
В ту же ночь сотрудники детского сада своими силами закрыли пострадавшие окна подручными материалами (в ход пошли даже ковры), чтобы хоть как-то спасти помещение - зима на дворе все-таки.
- Огромная благодарность всему коллективу! Всем-всем. Наш воспитатель Оксана Рековская живет напротив, у них дома тоже окна от обстрела посыпались. Но они с мужем сначала в детсад прибежали, помогли здесь порядок навести, а потом уже домой пошли, - говорит Руслана Владимировна. – Родители тоже отозвались активно, все папы помощь свою предлагают, стекло несут, у кого что есть. Детсад нужен. Родители ведь все работают, все люди на местах, никто не уезжает. А дети… Они тоже все понимают.
МЧС: еще чрезвычайнее...
Казалось бы, чем можно удивить сотрудников МЧС, у которых вся работа - сплошная чрезвычайная ситуация? Но и для их опасной службы минувшая неделя выдалась особенно напряженной. Кроме тушения пожаров, спасателям пришлось реагировать и на другие вызовы - связанные с обстрелами. В целом за период с 29 января макеевские спасатели 106 раз привлекались на идентификацию взрывоопасных предметов и сбор информации вследствие обстрелов.
Заместитель начальника пожарно-спасательной части №14 Виталий Пустовалов на прошлой неделе практически не бывал дома.
- Наша часть расположена в поселке Крупской Красногвардейского района, который неоднократно подвергался обстрелам, - рассказывает Виталий Иванович. - С 29 января - режим повышенной готовности, дежурили сутками. Коллектив работает дружно и слаженно, стараемся подбадривать друг друга.
- Как восстанавливаетесь после таких тяжелых дежурств?
- Как? В чувства отлично приводит сон - поспал, проснулся и снова поехал на работу, - говорит Виталий Пустовалов. - Бывает ли нам страшно? Конечно, бывает. Когда уходишь в сутки на дежурство, дома остаются родные, дети, все переживают. Поддерживаем друг друга как можем. А еще порой просто поражает, в хорошем смысле, настрой наших людей. Был случай, приехали на место обстрела, обследуем территорию. Рядом стоят местные жители, обсуждают случившееся. И тут снова обстрел. Крикнул всем: «Ложись!», упал, накрыл голову руками, лежу. Смотрю по сторонам и понимаю, что местные, как стояли, так и продолжают стоять, разговаривать о чем-то своем... Разве можно такой народ победить?!
На работу под пулями
В режиме круглосуточной чрезвычайной ситуации в тесной связке с бригадами МЧС работали и сотрудники ГК «Донбассгаз», устраняя последствия обстрелов в поселках по всей линии соприкосновения.
Только по итогам трех дней, 1, 2 и 3 февраля, без газоснабжения в результате массированных обстрелов остались порядка 813 абонентов в Макеевке и 355 в Донецке. К концу дня 3 февраля концерн «Донбассгаз» восстановил газоснабжение всем абонентам.
В ремонтно-восстановительных работах одновременно были задействованы 153 человека и 21 единица спецтехники. Выезжать приходилось и в крайне опасные районы - в частности, на газопровод высокого давления, снабжающего газом северную часть Донецка, в 1 км от линии разграничения огня, в непосредственной близости от поселка Спартак.
В Макеевке больше всего пострадала инфраструктура поселков Октября, Лесной, Восточный, Крупской.
«По мере поступления сообщений от жителей экипажи аварийных бригад ГК «Донбассгаз» оперативно локализовывали аварийные ситуации. Для доступа на особо опасные участки МЧС предоставило экипажи бронированной техники», - рассказали в пресс-службе концерна.
30 января под обстрел попали сами газовики. Это случилось в Киевском районе Донецка. Повреждения получил служебный автомобиль. По счастливой случайности никто из работников не пострадал. В момент взрыва сотрудники находились в доме напротив и выполняли неотложные работы по восстановлению газоснабжения жилых домов.
Бесстрашие в крови
В результате массированных обстрелов со стороны ВСУ Красногвардейского района на прошлой неделе было повреждено 20 многоквартирных домов, находящихся на обслуживании Управляющей компании «Альянс Град». Несмотря на летевшие над головой снаряды, сотрудники компании трудились над восстановлением домов не покладая рук.
- Все эти дни работало 16 человек: кровельщики, плотники, слесари... Они выезжали на поврежденные участки по первому звонку. У нас есть своя аварийно-диспетчерская служба, которая реагирует мгновенно и выезжает даже в тот момент, когда идут обстрелы, - рассказала генеральный директор ООО УК «Альянс Град» Ирина Крюкова. - На сегодняшний день работы продолжаются. Поврежденная кровля на двух участках: Туполева, 8 и Коккинаки, 40/49 - восстановлена, все деревянные стеклопакеты заменены как в квартирах, так и в подъездах. Сложнее обстоит дело с пластиковыми окнами, но и здесь мы не даем жильцам замерзнуть: все дыры затянуты пленкой и подручными материалами. Покраска и штукатурка фасадов запланирована на весенний период, пока же ремонтируются внутренние помещения.
Сотрудники компании трудятся над восстановлением и сегодня. Улица Коккинаки, 40/49 и 42. Снаряд упал на придомовые постройки, погиб человек. Осколками посечены близстоящие деревья, стены подъездов, были повреждены окна и кровля. Сейчас, если не присматриваться, «ран» на домах и не заметишь.
- Мы перекрывали здесь кровлю и делали замеры. Работать приходилось в непростых условиях, но нам не привыкать, мы с 2014 года трудимся подобным образом, - рассказывают плотники Эдуард Куликов и Станислав Хорошев.
В тот же день, когда на эту улицу упал снаряд, они уже были на месте и выполняли свою работу.
- Жильцы помогали. Кто лестницу даст, кто материал какой-нибудь... Все прекрасно понимали, что в мороз без окон трудно выжить, а потому и работали быстро и слаженно. Страшно ли было и возникало ли желание не поехать? Конечно, да. Но кто, если не мы, поможет здешним бабушкам и дедушкам? Работа у нас такая, ничего сверхъестественного!
И будет свет!..
Улицы Волжская, Чкалова, Хасанская, Фурманова, Мориса Тореза, Тольятти, Тухачевского, Черноморская, Святогорская, Тимошенко, Астафьева... В общей сложности около 30 повреждений линиям электропередач нанесли украинские военные, обстреляв Красногвардейский район города на прошлой неделе. Без света могло бы остаться немалое число жителей района, если бы не своевременная реакция бригад электриков данного участка Макеевского РЭС. Благодаря быстрой и качественной работе его сотрудников повреждения устранялись вслед за разрушениями, в тот же день.
На сегодня все линии электропередач восстановлены, повреждение кабельной линии в 6 кВ на улице Тольятти также устранено.
газета "Макеевский рабочий ДНР"