Афонский старец Илия - первый святой Макеевки?
Скромная могилка на старом кладбище поселка Путь Ильича, где покоится макеевский молитвенник и чудотворец схимонах Илия, утопает в цветах. Черный гранитный крест, не так давно сменивший прежний памятник, с трудом сдерживает наплыв желающих прикоснуться к нему людей.
Во вторник, 2 августа, сотни прихожан и страждущих не только из Макеевки, но и других городов Донецкой области, собрались возле гробницы афонского старца, при жизни творящего чудеса и поражающего простых смертных даром предвидения (книга).
В день празднования памяти святого пророка Илии (2 августа), после Божественной Литургии в храмах, на могилке уже не первый год совершается многолюдная панихида. Заупокойную литию на кладбище в этот вторник отслужил сонм духовенства города во главе с епископом Макеевским Варнавой.
Чудо для ромалэ
Идут люди сюда и в будни. Часами стоят возле могилки либо сидят рядом на бревнах, разговаривая со старцем, прося каждый о своем или просто молясь.
Удивительно, но даже в самые жестокие для православной веры периоды советского атеизма не заросла, не пропала к тайной тогда могилке народная тропа. Макеевчане протаптывали ее из года в год, сохранив для города чистый светильник веры. Притом поток паломников с годами становится все сильнее.
- Три раза в неделю приезжаю из Донецка, с улицы Куйбышева к могилке схимонаха Илии, - открылась корреспонденту "Вечерней Макеевки" 69-летняя Валентина Козленко. - Пирожков напеку и привожу сюда, поминая его. Он помог мне деньгами. Сильно я просила схимонаха Илию, чтобы помог, когда меня одолели проблемы из-за кредитов. И вот как-то стою я снова у могилки, и приходит девушка с букетом цветов. "Почему вы плачете?" - спрашивает. Я рассказала. И оказалось, что нашла себе спонсора - девушка, тоже дончанка, при хорошей должности и бизнесе, помогла мне.
Представившая себя как "ромалэ", скромно сидевшая сбоку от могилы на бревнышке Вера Коваленко лет 55-ти из Донецка поведала нам свою историю.
- Не поверила, если бы такое случилось не со мной, - сказала она. - У меня в доме, где бывает много людей, кто-то поломал иконы. Особенно я плакала о любимом образе Серафима Саровского, который куда-то исчез. Пришла сюда на могилку, молилась и просто просила здоровья. А когда вернулась домой, то почему-то взяла в руки швабру и снова стала искать любимую икону по всем закоулкам. Нашла ее на шкафу. Разве это не чудо?
"А ложку не забыл?"
70-летняя Елизавета Клименко, бывший оператор поста управления ММЗ, почитает старца Илию с малых лет. Схимонах в войну несколько раз бывал в доме ее родителей в поселке Октября, где лечил квартирантку.
- Эта женщина средних лет совсем не ходила, была такая слабая, страдала приступами, - рассказала нам Елизавета Клименко.- Илия вылечил ее. А в войну он успокаивал макеевчан, говорил, что не надо никуда уезжать, город не сильно пострадает. И ведь действительно, Макеевку не бомбили.
К нему приходили и за благословением перед свадьбой. И вот одну пару он не благословил. Девица обижалась. Оказалось, жених сразу же ушел на фронт и там погиб. Вот почему схимонах Илия не благословил. Моя бабушка рассказывала, что многие мужчины перед уходом на фронт приходили к старцу за благословением. И вот одному из них он после молитвы вдруг лукаво так говорит: «А ты ложку взять не забыл?» «Что взять?» - удивился мужчина. «Ложку не забыл? Возьми-возьми ложку, не забудь!» - повторил старец.
На фронте мужчина попал служить на полевую кухню, всю войну так прошел, и ложка ему в самом деле очень пригодилась.
Говорят, молитвенник даже предвидел дату своей смерти. «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха! - сказал отец Илия своим послушницам в первый день страстной недели. - Только, рабы Божьи, разговляться уже будете без старичка, меня уже не будет...».
Кто ты, схимонах?
Умер удивительный старец в страстную среду - 17 апреля 1946 года. Шел ему 109 год. Кто он и откуда появился в Макеевке? Многое из жизни схимонаха осталось тайной. Известно лишь, что в миру он был Илья Яковлевич Ганжа. Но откуда родом, от каких родителей? Пока ответа нет. В нашем городе появился уже 100-летним старцем в 1937-м, и жил здесь по чужим углам до самой смерти.
Предполагают, что схимонах вынужден был бежать от гонений власти из Киево-Печерской Лавры. Однако есть конкретные свидетельства, что еще ранее схимонах Илия был насельником Ильинского скита Святой Горы Афон. Вот почему макеевчане называли его афонским старцем! Многих русских монахов перед революцией приютила святая земля греческого полуострова.
Сохранилась фотография "старичка", как он себя сам называл, в годы жизни его в Макеевке. Да и очевидцы вспоминали, что даже в преклонных летах схимонах Илия был мужественно красив, одевался в светлый, всегда чистейший подрясник. Был добрым, незлобивым. Даже будучи больным, никого не отсылал без помощи. Ходил быстро, опираясь на палочку, так что молодые не поспевали. Кстати, один глаз его был постоянно прикрыт, хотя оба глаза были здоровы. На вопрос, что с глазом, он отвечал: "На этот мир достаточно смотреть и одним". Шторки в кельях старца тоже были всегда задернуты. К нему часто тайком наведывались священники из самой Москвы и Киева. Привозили новые подрясники, книги и иконы.
Мощи станут реликвией храма?
Интересно, что митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, будучи в 2000 году на Афоне, решил справиться о старце Илие. И что же? В архивах Ильинского скита нашлись данные о схимонахе, подтверждающие, что макеевский молитвенник и чудотворец был с Афона.
Сейчас в духовных кругах сходятся на том, что есть все основания канонизировать афонского старца, то есть - причислить к лику святых, а мощи его перенести в кафедральный Свято-Георгиевский собор. Если это случится (а, скорей всего, так и будет), то обращаться к схимонаху Илие мы станем с добавлением слов "святой" или "преподобный". У Макеевки появится свой молитвенный заступник и первый святой. И это прекрасно!
газета "Вечерняя Макеевка", Валентина Левыкина
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи