Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая - Господь никогда не забывает нас (Силуан Афонский)
«Се, Аз с вами во вся дни до скончания века»
(Мф. 28, 20)
На протяжении всей нашей жизни Господь будет подавать множество способов и путей для нашего спасения.
В каждом нашем шаге, в каждом мгновении нашей земной жизни - Он, великий, милосердный, долготерпеливый Бог-Любовь!
И когда мы, неблагодарные, забудем о Нём, Господе нашем, и начнём блуждать во мраке неверия - Он опять милостивно зажжёт для нас, погибающих, светильник веры.
«У Господа Бога цель твоей жизни - вечное спасение твое - всегда в виду. Он ведёт тебя к нему, какими Сам весть судьбами» (Иоанн Кронштадтский).
Добрый светильник Божий в лице схимонаха Ильи покинул землю, когда призвал Господь.
Но Господь никогда не забывает нас... Горели на земле города Макеевки добрые, светлые, умиротворяющие светильники Божий, и светом благочестия и веры, которыми горели сами, зажигали и спасали множество человеческих душ. Они были, они есть и теперь!.. Нам только следует внимательнее проводить драгоценное, скоротекущее и безвозвратно уходящее время жизни своей; искать свет, тянуться всей душой к храму, к Божьим служителям, к Самому Господу. Только бы не задремать в тёмном, гнилостном болоте собственного равнодушия к святыне, к Богу... Как страшно дремание в этом тёпленьком болоте, оно приведёт ко сну - и там, в страшном сне безразличия к Богу, нам грозит погружение в тёмное, зловонное болото собственных грехов, а, значит, - гибель.
Но милостивая рука Божия ставит и ставит Свои милосердные светильники, чтобы нам не спать, а идти, а если пойдём - не оступиться и не угодить в трясину...
«Се, Аз с вами во вся дни до скончания века» (Матф. 28,20).
Во время войны, где-то в 1943 году, когда волной прокатилось малое послабление в гонении на веру, в одном из сёл Макеевки - селе Григорьевке начал восстанавливать Св.-Никольский храм священник Григорий Борисенко.
Идут годы в служении Богу... Священник Григорий принимает монашество и служит Господу уже до конца своих земных дней игуменом Иоасафом.
Большой молитвенник и ревнитель веры Православной, игумен Иоасаф много душ человеческих обратил к вере, зажёг Евангельским светом и любовью ко Господу.
Благочестивый пастырь, добрый и строгий, игумен Иоасаф для многих людей был образцом, примером служения Богу в страхе Божием.
Множество народа посещало Божественные службы в Свято-Никольском храме, где служил отец Иоасаф.
Сам он жил очень скромно. В доме - всё простенькое и самое необходимое: стол, стулья, узенькая железная кровать, тряпичный половичок и такой же простой коврик на стене у кровати; множество икон в Святом уголке.
Но Божий храм украшался постоянно снаружи и внутри, а хор в храме был на редкость великолепный. Все возгласы отец Иоасаф подавал молитвенно и как-то очень сердечно! Хор пел умилительно-трогательно! Поистине - благолепные службы совершались Господу в этом храме: душе было хорошо, отрадно; молились человеческие души со слезами, таял холод сердец...
Добрый пастырь-игумен Иоасаф, начиная проповедь, обращался к народу: «Дорогие мои!» И потом в течение всей проповеди будил и пробуждал человеческие души; звал и звал их ко Господу; к праведной жизни.
Часто во время проповеди старенький, седой игумен, призывая народ к вере в Господа, вдруг замолкал, наступала тишина в храме - пастырь тихо, беззвучно плакал.
Прихожане помнят удивительное... Вот отец Иоасаф выходит с Чашей причащать Святых Христовых Тайн. Он благоговейно причащает народ.
Но вдруг останавливается как бы в ужасе от того, что сейчас увидел; держа в руке Чашу с Телом и Кровию Христа, игумен Иоасаф говорит: «Боже мой! Боже мой! Женщина, отойдите от Чаши - вы что-то вкушали сегодня!»
Женщина возмущённо доказывает, что ничего она не ела, и в недоумении недовольно отходит от Чаши...
И вдруг, что-то вспомнив, восклицает: «Ой! Я же таблетку от головной боли выпила! Точно, таблетку выпила! Ох! Простите, батюшка!»
Неверующие люди в этом храме приходили к вере; верующие укреплялись в вере и любви ко Господу.
Многие стали служителями и подвижниками Божиими.
Пел в этом добром храме юноша с красивейшим тенором, которого звали Владимир Сучков - теперь он - архимандрит Сергий.
В хоре пела Людмила Гетьман - ныне монахиня Пелагея, её старенькая мама тоже приняла монашество.
Много помогал батюшке серьёзный юноша Вячеслав Филатов: пел в хоре, расписывал храм да и любой, самой трудной, работы ради храма Божьего не гнушался.
Был Вячеслав из православной, со строгими жизненными правилами семьи.
Мать этого благочестивого семейства Зинаида, приняв монашество, а затем и схиму, уже почила о Господе с именем схимонахини Серафимы.
Дочь Лия поёт в церковном хоре. Сын Вячеслав - ныне архимандрит Варнава (позже - епископ), которому Господом было поручено воздвигнуть в городе Макеевке собор в честь Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
«Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу - Источнику света. Если же перестаёт искать Его, следовательно, такая душа гибнет. Необходимо в этой жизни ощутить Христа; кто не узрел Его здесь, тот не увидит Его и там, в Будущей Жизни» (Св. Варсонофий Оптинский).
Продолжим же рассказ о добром пастыре душ человеческих - игумене Иоасафе... Однажды в одном доме игумен Иоасаф соборовал и причащал больного отца семейства. Затем он немного посидел и побеседовал в кругу этой семьи, опечаленной предстоящей кончиной своего родителя. Отец Иоасаф сказал детям умирающего очень утешительные слова: «Об отце своём, дорогие мои, не печальтесь, не плачьте - хороший у вас отец! О нём не скорбите!»
И потом, доверяя этому семейству сокровенное, игумен Иоасаф тихо сказал: «А я, недостойный грешник, дерзаю просить у Господа и надеюсь, что Господь исполнит моё желание: чтобы умереть мне в алтаре во время службы за престолом Божиим!»
Больше ничего не сказал отец Иоасаф - он плакал...
Сохранили те люди в сердце своём сокровенное признание дорогого своего пастыря...
И сподобил Господь ту семью присутствовать на всенощном Богослужении, когда в алтаре за престолом Божиим их дорогой батюшка преставился ко Господу.
Шёл Рождественский пост. 15 декабря 1978 г. за всенощной под воскресенье благолепно и умилительно лилась в храме служба Богу.
Игумен Иоасаф, как и всегда, стройно и красиво возглашал славословие Господу; помазал своих прихожан елеем (никто и не предполагал, что в последний раз помазует их любимый пастырь!), затем, благословив паству Святым Евангелием, отец Иоасаф внёс Евангелие в алтарь. И вот, стоя в алтаре за престолом, игумен Иоасаф сердечно возглашает: «Пресвятую, Пречистую и Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим...»
Все слова, до последнего предадим, отец Иоасаф, как и всегда, пропел чётко и красиво, голос его не дрогнул ни на одном звуке... Но вдруг пастырь немного, едва заметно, покачнулся (а прислуживал батюшке в тот день Алексей, самый добрый из пономарей - так устроил Бог!). Поддерживая батюшку, но, чувствуя, что он отходит ко Господу, пономарь потихоньку кладёт дорогого пастыря на ковёр: и вот лежит красивый старец-игумен Божий, ногами касаясь престола, а голова - в Царских Вратах...
Всё происходило тихо и спокойно, даже величественно и красиво. Хор и прихожане застыли - в храме воцарилась тишина... Не было понятно: дорогому пастырю стало плохо или?..
Но никто в храме не вскрикнул, не зашумел - все тихо опустились на колени, молясь и вытирая слезы.
Следует отметить, что паства, которую воспитал игумен Иоасаф, истинный пастырь, вела себя очень достойно: это уже была не толпа, а единая скорбящая душа-христианка!
А истинный христианин в глубокой печали не шумит, а беззвучно замирает в молитве, только катятся слезы и выдают, как глубока скорбь того, кто в такую минуту молится Создателю!
Владимир вышел из хора, опустился перед батюшкой на колени, послушал пульс. Вызвали «Скорую помощь», которая засвидетельствовала кончину дорогого игумена Иоасафа.
А на следующий день, в воскресенье, после литургии, которую отслужил другой священник, на амвон вышел иеромонах Савватий (Сокур) и сказал: «В лице игумена Иоасафа мы все потеряли доброго пастыря, духовного наставника. Но скорбь наша побеждается радостью. Я хочу поздравить всех вас - вы были прихожанами у святого пастыря, которые бывают на земле раз в 100 лет.
Отец Иоасаф был моим духовным отцом; я часто приезжал к нему; мы вместе молились ночами; подолгу беседовали с ним о многом. Однажды отец Иоасаф сказал мне, что надеется, что милосердный Господь сподобит его кончины в алтаре, за престолом.
И Господь исполнил его желание: именно во время молитвы игумена Иоасафа в алтаре душа его отошла к Богу».
В Днепропетровской области Магдалиновского района, в доме возле храма Св. Николая Чудотворца жила монахиня Сергия (Соловьёва), постельная больная, за которой ухаживала сестра Елизавета.
В ночь на 15 декабря, под воскресенье, монахине приснился сон: в храме идёт служба; игумен Иоасаф молится в алтаре; вдруг два светлых, очень красивых ангела входят в алтарь, берут батюшку под руки и вместе с ним медленно поднимаются вверх. Народ-прихожане воскликнули: «Батюшка, зачем Вы нас покидаете?» Все обратили свои взоры вверх, а вместо купола увидели небо...
Монахиня Сергия проснулась - сон встревожил её.
Вечером в воскресенье из Макеевки пришла телеграмма о том, что отец Иоасаф скончался на службе под воскресенье.
Поистине, в кончине отца Иоасафа было явлено чудо ещё и потому, что, скончавшись, стоя перед престолом, игумен Иоасаф не упал, а лишь чуть качнувшись, продолжал стоять, как будто невидимые силы держали его... А монахине Сергии во сне - видении было открыто, что Божьего игумена под руки взяли светлые ангелы.
Хоронили игумена Иоасафа множеством народа; попрощаться с дорогим игуменом приехало духовенство; гроб несли священники и будущие архимандриты.
На камне памятника высечена чёткая по сей день надпись: «Поминайте наставников ваших, которые проповеды-вали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).
На могиле поставлен хороший каменный памятник, увенчанный крестом. Памятник, фотография и сама могила дорогого многим христианским душам игумена Иоасафа настолько ухожены, как будто похоронили его только вчера.
Во многих храмах по сей день имя игумена Иоасафа - приснопоминаемое! Поминают его и священнослужители, и простые православные люди.
Среди многих православных душ несёт по жизни светлую память о дорогом пастыре Иоасафе и одна семья, отцы, деды и прадеды которой почитали Бога и в благое, и в лихое, безбожное время; благоговейно чтили монахов и священников.
Рос в этой простой христианской семье мальчик, которого и мать, и бабушка всегда приводили в храм Святого Николая Чудотворца, где служил отец Иоасаф.
Но замечали родные ребёнка, что батюшка, увидев мальчика, всегда радостно приветствовал малыша: «Христос Воскрес!»
Родные мальчика видели, что других деток батюшка ласково благословлял, но обычно, а увидев их мальчика (в любое время года), радостно улыбаясь, говорил: «Христос Воскрес!»
Это их несколько смущало: может быть, - думали они, - отец Иоасаф таким приветствием хочет сказать, что малыш редко ходит в храм? Но ведь водили они ребёнка и зимой, и летом, и дождливой осенью, т.е. часто...
Прошли годы. Мальчик стал священником! - такой милости Божией к их семье даже мать мальчика не ожидала!
И только теперь, радуясь, что в роду появился священник, семья эта, вспоминая радостное приветствие игумена Иоасафа «Христос Воскрес!», понимает, что служитель Божий игумен Иоасаф был прозорливым.
Течёт земная жизнь, где мы все - временные странники. Счастлива нагла земля - по ней шли, спасая свои души и души многих человеков, Божии молитвенники, тёплые и светлые светильники веры.
В их лицах о нас заботился Он - добрый и долготерпеливый Христос - Бог наш!
«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь Славу» (Пс. 113,9).
И когда один светильник утомлялся в многотрудной и скорбной земной жизни, Господь забирал его Своей милосердной рукой, но нас, оставшихся на земле, не оставлял в темноте никогда!
Ярко горел неусыпной лампадой Божией на земле города Макеевки схимонах Илья...
Согревала теплом любви многие души кроткая монахиня Анфиса...
Звал до последней земной минуты к вере и праведной жизни с Богом строгий игумен Иоасаф...
А иеромонах Савватий, который таким высоким словом почтил своего духовного отца - игумена Иоасафа, стал возрастать духовно. В 1980 г. - возведён в сан игумена; в 1990 г. - в сан архимандрита и духовника Макеевского округа; в 1992 году Епископом Донецким и Славянским Алипием архимандрит Савватий пострижен в схиму с именем Зосима; в начале 1998г. схиархимандрит Зосима определён духовником Донецкой Епархии и членом Епархиального совета; затем - наместником Свято-Васильевского мужского монастыря в с. Никольском Донецкой Епархии.
Схиархимандрит Зосима тоже был Божьим светильником... Он любил Бога; горел в молитвенном служении Ему; горел любовью ко Господу и ближним и в своих пастырских проповедях; просвещал души людей верой в Творца; призывал их к праведной жизни.
Есть люди, которым встреча со схиархимандритом Зосимой открыла, что Бог наградил этого страдальца-подвижника, даром прозорливости, - и они уже теперь надеются, что когда-то Господь благословит собрать по крупицам о нём все сведения, которые пока разбрелись по миру во многих душах.
Отец Зосима тяжело болел, но никогда и никто не видел его угрюмым; он находил силы встречать людей ласково, с жалостью; а приходящих к нему не отпускал, не покормив в монастырской трапезной.
Добрый, жалеющий людей, хлебосольный, - так характеризовали очевидцы схимонаха Илью... Таким остался в памяти множества людей и схиархимандрит Зосима...
Схимонаха Илью отец Зосима чтил... В алтаре Свято-Васильевского храма в с. Никольском и по сей день находится фотография схимонаха Ильи.
Однажды, когда уже был построен Свято-Георгиевский собор, отец Зосима возобновил разговор о схимонахе Илье, но уже в новом русле...
Теперь отец Зосима говорил о перезахоронении старца Ильи в соборе. Может быть, старцу Зосиме, молитвеннику и страдальцу, открыто было Господом, кто этот схимонах Илья, что лежит в скромной могиле старого кладбища, - и он уже заботился о том, чтобы святыня не оставалась больше под спудом?! По словам отца Варнавы, схиархимандрит Зосима несколько раз возвращался к этой теме, настоятельно призывая отца Варнаву перезахоронить схимонаха Илью и даже подсказал, как перезахороняются мощи...
Много лет Господь держал схиархимандрита Зосиму в состоянии болезни, часто болезни тяжёлой, которую вернее будет назвать страданием, но подвижник терпеливо служил - славил Бога, Царицу Небесную и всех святых, угодивших Господу...
И руководил многие человеческие души ко спасению... Спасал и спасал людей до самой праведной своей кончины...
Подходил к концу Успенский пост 2002 г. Незадолго до праздника Успения Божьей Матери близкие к отцу Зосиме люди услышали, как, обращаясь к Царице Небесной, схиархимандрит Зосима молился: «Матерь Божия! Отпразднуем праздник славного Успения Твоего - и тогда забери меня, Царица Небесная!»
28 августа 2002 года Православная Церковь торжественно славила великий праздник - Успение Божией Матери... А 29 августа 2002 года схиархимандрит Зосима преставился о Господе...
Как подходят и к кончине схиархимандрита Зосимы те слова, что высечены на камне памятника его духовному отцу - игумену Иоасафу: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).
Св. преп. Иоанн Лествичник пишет в духовной «Лествице» (Слово 26,107): «Мудрствующие горняя по смерти восходят горе, а мудрствующие дольная - долу; ибо для душ, разлучающихся с телами, нет третьего, среднего места».
Схиархимандрит Зосима оставил завещание, в котором говорил о монашеских послушаниях; об иконах; о храмах; о мужском и женском монастырях, над созданием которых много потрудился.
Но есть листок, написанный рукой отца Зосимы уже почти перед самой его кончиной и переданный им монахам и монахиням.
В этом листке уходящий из земной жизни старец Зосима сказал несколько слов, в которых заложена духовная соль, необходимая для спасения души. Вот эти слова:
«Претерпевший до конца, той спасется.
Научись терпению и молитве — тогда будешь монахом.
Живи чисто. Бог любит чистоту.
Воспитывай в себе христианскую, тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? — Всех жалко!»
Просим Святых молитв.
Молимся о вас.
Оставайтесь Богом хранимы.
Убогий схиархимандрит Зосима,
с. Никольское.
Все мы - разные на земле: кто-то живёт для плоти; кто-то спасает душу. Но и духовные люди, чтущие Бога, молящиеся Господу, различаются друг от друга по мере своей доброты, чуткости, простоты, доброжелательности.
Евангелие говорит: «...всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25,29).
«Степени блаженства и мучений в будущем веке будут различны. Чем проще, добрее, общительнее человек, тем он блаженнее внутренне; чем сильнее в нём вера и любовь, тем блаженнее; чем слабее, тем хуже, так что маловеры, безверы, человеконенавистники - самые несчастные люди. Поэтому разумевай и о будущих мучениях», - ту же мысль разъясняет Иоанн Кронштадтский.
А если мы годами не заглядываем в Святое Писание, не ходим в храм, не берем для подражания пример жизни святых; и в такой сугубо плотской жизни доживаем до старости - как страшна участь наша в вечности...
И даже, если вокруг нас будут жить во множестве святые люди, праведные, боголюбивые и человеколюбивые; если, жалея нас, грешных и нерадивых, будут молиться о нас Господу, но мы останемся чёрствыми, злобными, нисколько не заботящимся об укрощении своих грязных страстей, - никто не сможет спасти нас.
Когда некто попросил Св. Антония помолиться о нём, великий старец ответил: «Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу».
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8)