gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ свв. АПОСТОЛОВ - Первое соборное послание святого апостола Петра

Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ свв. АПОСТОЛОВ - Первое соборное послание святого апостола Петра

Индекс материала
Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ свв. АПОСТОЛОВ
Предисловие
Значение наименования некоторых посланий «соборными»
Соборное послание святого апостола Иакова
Первое соборное послание святого апостола Петра
Второе соборное послание святого апостола Петра
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Соборное послание святого апостола Иуды
Все страницы

Сведения о писателе

Как свидетельства древнейшего,христйанского предания, так и внутренние признаки, заключающиеся в самом послании, неоспоримо доказывают принадлежность его св. первоверховному апостолу Петру. Этим посланием пользуется в своих писаниях апостольский муж и ученик св. Иоанна Богослова св. Поликарп; знал его и пользовался им и св. Папий Иерапольский. Находим ссылки на это послание у св. Иринея Лионского, у Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена. Находится оно и в сирском переводе Пешито.
Тон речи во многих местах послания вполне отвечает известной нам из Евангелия горячности темперамента апостола Петра; ясность и точность речи, сходство ее с речами апостола Петра в книге Деяний также красноречиво свидетельствуют о несомненном авторстве св. Петра.
Св. апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбаря Ионы из Вифсаиды Галилейской (Ин. 1:42, 45) и братом св. апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Св. Петр был женат и имел Дом в Капернауме (Мф. 8:14). Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лк. 5:8), он при всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми (Лк. 9:28).
Сильный, пламенный духом и решительный, он естественно занял первое место в лике Христовых апостолов. Он первым решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, т.е. Мессиею (Мф. 16:16), и за это удостоился наименования Камнем (Петром); на сем камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18). Троекратное отречение свое от Господа св. Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего по Своем Воскресении Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Ин. 21:15-17). Он первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Св. Духа, произнесши сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил еще 5000 (Деян. гл. 2-4).
Первая часть книги Деяний (гл. 1-12) рассказывает по преимуществу о его апостольской деятельности. Но с того времени, как он, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, ушел в другое место (Деян. 12:17), о нем в книге Деяний упоминается еще только один раз, при рассказе об апостольском соборе (гл. 15). Все остальные сведения о нем сохранились только в церковных преданиях, не очень полных и не вполне определенных и согласных друг с другом.
Во всяком случае известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, что видно из 1 Кор. 1:12.
По преданию, св. Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Испанию, Карфаген и Британию. К концу своей жизни св. Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину вместе со св. апостолом Павлом в 67 году, будучи распят вниз головой.

 

Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель

Первоначальное назначение послания видно из самого надписания его: оно обращено к "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии" (1:1) — провинциях Малой Азии. Под этими "пришельцами" надо понимать главным образом уверовавших иудеев, ибо св. Петр был преимущественно "апостолом обрезанных" (Гал. 2:7), но, как видно из некоторых мест послания (2:10; 4:3, 4), тут имеются в виду и язычники, которые, конечно, также входили в состав христианских общин Малой Азии, как это видно из книги Деяний и некоторых посланий св. апостола Павла.
Какие побуждения могли быть у св. апостола Петра писать малоазийским христианам, общины которых были основаны, как мы знаем из книги Деяний, св. апостолом Павлом?
Внутренним поводом, конечно, было для апостола Петра повеление Господа "утвердить братьев своих" (Лк. 22:32). Внешним поводом явились нестроения, появившиеся в этих общинах, а в особенности гонения, постигшие их со стороны врагов Креста Христова (что видно из 1 Пет. 1:6-7 и 4:12, 13, 19; 5:9). Кроме внешних врагов, явились еще более тонкие враги — внутренние, в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием св. апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности (1 Пет. 2:16; 2 Пет. 1:9; 2:1).
Есть основания полагать, что сведения об испытаниях, постигших малоазийские общины, доставил св. апостолу Петру Силуан, бывший постоянным спутником апостола Павла, но по заключении апостола Павла в узы перешедший к св. Петру.
Цель послания, таким образом, — ободрить, утешить в скорбях малоазийских христиан и утвердить их в вере. Последнюю цель св. Петр сам обозначает: "сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите" (5:12).

 

Место и время написания послания

Местом, откуда св. Петр написал свое первое послание, указывается Вавилон (5:13). Римо-католики, утверждающие, что св. апостол Петр 25 лет был епископом города Рима, хотят видеть в этой "Вавилоне" аллегорическое наименование Рима. Едва ли уместна такая аллегория в прощальном приветствии.
Естественнее видеть в этом настоящее Название города. Нет надобности предполагать, что это был Вавилон Ефратский, о посещении которого св, Петром у нас нет известий. В Египте был небольшой городок на берегу Нила, основанный переселенцами из Вавилона, которые назвали его тоже Вавилоном. В истории христианской Церкви известна церковь Вавилонская в Египте (Чет.-Мин. за 4 июня. Житие преп. Зосимы). Св. Петр был в Египте, поставил там, в Александрии, св. Марка епископом, а потому вполне естественно, что он мог писать оттуда и при этом передавать привет от св. Марка.
Когда написано это послание, с точностью определить нельзя. Предположения о времени его написания основываются на том, что при св. Петре находились тогда Силуан и Марк, от лица которых апостол шлет приветствия в Малую Азию (1 Пет. 5:12, 13). Оба эти лица сопутствовали св. апостолу Павлу и были хорошо известны малоазййским христианам. Оставить его они могли, вероятно, лишь после того, как св. апостол Павел был взят в узы и отправлен в Рим на суд кесарев (Деян. гл. 26—27).
Естественно было и Петру, именно после взятия Павла в узы позаботиться о его пастве. А т.к. первое послание написано незадолго до второго, которое, несомненно, было написано перед мученической кончиной св. Петра, последовавшей в 67 году, то дата написания первого послания определяется между 62 и 64 годами по Р.X.

 

Содержание послания

Первое послание св. апостола Петра состоит всего из 5-ти глав. Содержание их таково:
1-ая глава: Надписание и приветствие (1 -2). Славословие Богу за благодать возрождения (3-5), ради которой должно радоваться в скорбях (6-9) и к которой относились изыскания пророков (10-12). Увещание к святости жизни (13-21) и взаимной любви (22-25).
2-ая глава: Наставления о духовном возрастании (1-3) и устроении (4-10), о добродетельной жизни (11-12), о покорности властям (13-17), о повиновении слуг господам (18-20). Пример страданий Господних (21-25).
3-я глава: Нравственные наставления женам (1-6), мужьям (7) и всем христианам (8-17). Христос пострадавший, сошедший в ад, воскресший и вознесшийся (18-22).
4-ая глава: Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей (1-11), особенно же о неповинном злострадании (12-19).
5-ая глава: Наставления пастырям и пасомым (1-9). Благословение адостольское (10-11). Известия и приветствия (12-14).

 

Экзегетический, разбор первого послания св. апостола Петра

Начинает свое первое соборное послание св. апостол Пётр словами: "Петр, апостол Иисуса Христа" — нельзя не видеть, что св. апостол с нарочитою целью выставляет своё апостольское достоинство, ибо церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели.
Перечислив затем, к кому обращено его послание, св. Петр на всем протяжении своего послания старается разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетённых малоазийских христиан.
В первых 2-х главах он раскрывает "величие и славу преподанного нам спасения в Иисусе Христе", что придает всему этому отделу догматический оттенок. В остальных главах преобладают исключительно нравственные наставления.
Христиан Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии св. апостол называет "пришельцами" в двояком смысле: они живут вне своего отечества — Палестины; для христиан жизнь на земле есть странничество и пришельничество, ибо собственное отечество христианина — другой мир, мир духовный.
Апостол называет их "избранными" в том смысле, что в Новом Завете все христиане составляют новый избранный народ Божий, каким в Ветхом Завете были иудеи (1:1). Избраны они "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа" — все три Лица Пресвятой Троицы принимали участие в деле спасения людей: Бог Отец, по предведению Своему зная, кто из людей как употребит дарованную ему свободную волю, предопределяет людей ко спасению; Сын Божий Своею крестною смертью совершил самое дело спасения, а Дух Святой через благодать Свою освящает избранных, усваивая им дело спасения, совершенное Христом (ст. 2).
Из глубины сердца, исполненного благодарностью Богу за искупление мира, апостол возносит вслед за тем славословие Богу, даровавшему людям "наследство нетленное", в противоположность чувственному земному, которого ожидали иудеи от Мессии (ст. 3-4).
Сказав далее, что сила Божия "через веру" соблюдает их "ко спасению", апостол внушает, что это спасение откроется во всей силе лишь в "последнее время"; теперь же и поскорбеть надлежит "немного", чтобы испытанная огнем искушений вера оказалась драгоценнее самого очищенного золота "в явление Иисуса Христа", т.е. при втором Его пришествии (ст. 5-7).
Заканчивает свое славословие св. апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков; и которое так глубоко, что в него "желают проникнуть ангелы" (ст. 8-12).
На основании всего вышесказанного апостол предлагает ряд нравственных наставлений, подкрепляя их высокими догматическими созерцаниями. Первое общее наставление — о совершенном уповании на благодать Христову с детским послушанием Богу как Отцу и стремлением уподобиться Ему святостью жизни: "будьте святы, потому что Я свят" (ст. 13-16). К этому должно побуждать высокое сознание того, какой ценой искуплены христиане: "не сребром или золотом", "но драгоценною Кровию Христа" (ст. 17-20). В этом высокое побуждение — хранить веру Христову и крепко держаться ее, несмотря ни на какие искушения (ст. 21-25).

Во 2-ой главе св. Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет". Тогда и язычники, видя добродетельную жизнь христианина, сами обратятся ко Христу и прославят Бога за то, за что раньше злословили верующих.
Здесь в опровержение ложного учения римо-католиков о том, что камнем, на котором основана Церковь, является личность апостола Петра, важно отметить, что сам св. апостол Петр называет "камнем" отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 4 стиха. Основание Церкви, ее краеугольный камень — это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — "живые камни" — должны устроить из себя на этом камне "дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу" (ст. 5) — как Бог в Ветхом Завете имел Свой храм и Своих священников, которые служили Ему принесением жертв, так в Новом Завете все общество христиан в духовном смысле должно быть одновременно и храмом, и священниками.
Это, конечно, речь образная, и этим не упраздняется священство как особый класс лиц, поставленных в Церкви для учения, совершения таинств и управления. Все верующие называются "священством святым" потому, что они должны "приносить духовные жертвы" Богу, т.е. жертвы добродетели. Добродетели называются "жертвами" потому, что совершение их сопряжено с подвигом подавления своих страстей и похотей.
В 6-8 стихах св. апостол вновь называет Господа Иисуса Христа "краеугольным камнем", приводя ссылку на пророчество Исайи 28:16, слова которого, несомненно, относятся к Мессии. Это пророчество и Сам Господь Иисус Христос относил к Себе (Мф. 21:42).
В 9 стихе св. апостол называет христиан снова "родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел" — все эти черты заимствовань из ветхозаветных наименований еврейского народа и приложены к христианам, т.к. в христианах окончательно пришло в исполнение то, что предначинательно означали эти имена в приложении к народу еврейскому (ср. Исх. 19:5-6). И св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе говорит, что в духовном смысле Господь Иисус Христос соделал всех нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему (1:6).
Эти образные выражения, указывающие лишь на высокое достоинство христианского звания, конечно, нельзя понимать буквально, как делают, это сектанты, отвергающие на основании этих слов апостола законно установленное в Церкви священство и царскую власть.
"Некогда не народ, а ныне народ Божий" (ст. 10) — эти слова заимствованы из пророка Осии (2:23), где Бог, называя тогдашний народ еврейский не Своим народом, т.к. он по своему греховному образу жизни был недостоин того, обещает, что во время Мессии народ сделается достойным того, чтобы Бог сказал ему: "ты народ Мой". Обещание это исполнилось, когда лучшая часть иудейского народа приняла учение Христово. Изречение это тем более можно отнести к христианам из бывших язычников.
С 11 стиха апостол начинает чисто нравственные наставления, касающиеся внутренней и личной жизни христиан. Тут он как бы раскрывает подробно, в чем именно должно выражаться это царственное священствохристиан, какие духовные жертвы должны они приносить и как должны себя вести, чтобы язычники, видя их добродетельную жизнь, прославили их за то, за что теперь злословят. Во главе гонителей христиан были языческие власти и высшие классы языческого общества, а христианство первоначально распространялось по преимуществу среди рабов. Бесправное положение этих рабов еще более ухудшалось с принятием ими гонимой веры Христовой. Сознание несправедливости преследований могло не окрепших еще в вере христиан побудить на ропот и сопротивление.
Для предупреждения этого апостол в 13-19 стихах учит покорности всякому человеческому начальству "для Господа". Это повиновение и христианская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а, напротив, свобода, понимаемая в истинном смысле, налагает обязанность повиновения и связанные с нею обязанности. Свобода христианская — это свобода духовная, а не внешняя: она состоит в свободе от рабства греху, греховному миру и диаволу, но в то же время она есть рабство Богу и потому налагает обязанности, требуемые Словом Божиим, Можно злоупотреблять христианской свободой, перетолковывая понятие о ней и прикрывая ею всякую разнузданность, чего и надлежит бояться христианам. Предостерегая от такого злоупотребления понятием христианской свободы, апостол, может быть, имеет в виду появившихся тогда лжеучителей-гностиков. Призывая к терпеливому перенесению несправедливых страданий, апостол указывает на "пример Самого Господа Иисуса Христа" (ст. 20-25) и убеждает христиан "дабы мы шли по следам Его", т.е. подражать Ему в терпеливом перенесении страданий.

В 3-ей главе св. апостол дает нравственные наставления женам, мужьям и всем христианам. Женам апостол заповедует, чтобы они повиновались своим мужьям. Здесь имеются в виду особенно жены-христианки, бывшие замужем за мужьями-иудеями или язычниками, не принявшими Христовой веры.
Положение таких жен было, конечно, весьма тяжелым. У них, естественно, могло породиться искушение — быть под особым руководительством лиц, уже просвещенных христианской верой, т.е. чужих мужей, стать в особенные отношения повиновения чужим мужьям, через что могли порождаться недоразумения и нестроения в семейной жизни. Апостол с особенной заботой предостерегает таких жен от подобного искушения и внушает им повиноваться собственным мужьям, хотя бы они были и неверующие, указывая и высокую цель этого: "чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были". Апостол внушает, что истинное украшение женщины-христианки состоит не во внешних уборах, а во внутренней красоте "кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (ст. 4). В пример апостол приводит Сарру, повиновавшуюся своему мужу Аврааму.
Тягостное положение женщины, как в древнеязыческом мире, так и у евреев, побуждает апостола дать наставления и мужу относительно жены, дабы наставление о повиновении жены не подало мужу повода злоупотреблять этим повиновением. Муж должен обращаться с женой бережно, как с "немощнейшим сосудом" (ст. 5-7).
Далее апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду, ибо "и Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (ст. 18-19). Под этой "темницей", как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или "Шеол" — место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии; это место в преисподней, т.е. под землей или внутри земли. Это не ад в нашем смысле слова, как место вечного мучения грешников, но все же место, как показывает его название, стеснительное для духа человеческого, неприятное, нежелательное. Таким было это место до пришествия Христова для всех умиравших в Ветхом Завете людей, хотя, видимо, и там были все же разные степени, в зависимости от нечестия или праведности умерших.
В эту "темницу" сходил Господь для проповеди о свершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие без сомнения были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся Воскресением Христовым рай - место блаженства праведников.
По церковному преданию, эта проповедь Самого Христа во аде была предварена там проповедью о Христе св. Иоанна Предтечи (см. тропарь его).
"Непокорным" — значит, что проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа.
Из 6 стиха 4-ой главы можно заключить, что и из таковых были спасшиеся проповедью Христовою во аде: "ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом". Этим апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников, и притом самых грешных из них (ст. 19-20).
От мысли о потопе и о спасшихся в ковчеге в 20 стихе апостол переходит к таинству крещения, прообразованному потопной водой. В 21 стихе апостол определяет существо крещения. Оно не есть "плотской нечистоты омытие", подобное, например, многочисленным и многообразным омовениям иудейским, которые, очищая только тело, нисколько не касались нечистот душевных: оно есть "обещание Богу доброй совести". Эти слова не значат, конечно, что совесть благая, или очищение от душевных скверн, не дается в крещении, ибо дальше сказано, что "крещение спасает воскресением Христовым" (ст. 21). Апостол указывает здесь только на необходимость для крещенного решиться начать новой жизнью по совести.

4-ая глава вся посвящена нравственным наставлениям. Эти нравственные наставления основаны на мысли о страданиях Христовых: "поелику Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитеся тою же мыслью: ибо страдающий плотию перестает грешить" (ст. 1).
Вся эта глава пронизана мыслью о терпеливом перенесении гонений за веру и о необходимости побеждать злобное отношение врагов веры добродетельной жизнью. "Страдающий плотию перестает грешить" — страдания телесные, от добровольного ли подвига самоумерщвления или от насильственного угнетения извне, ослабляют силу и действие человеческой греховности. Вместе с тем здесь выражена та же мысль, что и в 6 главе послания св. апостола Павла к Римлянам: о том, что сораспявшийся Христу и умерший с Ним умирает для греха, должен почитать себя мертвым для греха, а живым для Бога. Апостол убеждает христиан не смущаться тем, что язычники злословят их за происшедшую в них коренную перемену в их жизни, напоминая, что и они будут судимы Богом за их распутство (ст. 2-6).
"Близок всему конец" — в том смысле, что христиане всегда должны быть готовы к пришествию Христову. Из этого апостол выводит необходимость нравственной жизни для христиан и дает ряд наставлений, ставя во главе всего любовь, потому что "любовь покрывает множество грехов" (ст. 8), как учит об этом и св. апостол Иаков.
Заканчивается 4 глава наставлением мученикам: "огненного искушения... не чуждайтесь" (ст. 12). Христиане должны безбоязненно исповедовать свою веру, не боясь злословия и страданий, но прославляя Бога за такую свою участь (ст. 13-19).

5-ая глава содержит наставления пастырям и пасомым, апостольское благословение и заключительные приветствия. Пастырей апостол увещает пасти стадо Божие, надзирая за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Пасомых назидает, чтобы они, повинуясь пастырям своим и отдаваясь смиренно водительству крепкой руки Божией, и сами же, однако, трезвились и бодрствовали, ибо противник диавол как лев ходит, ища, кого поглотить. Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр:
1) "Пасите Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно" - здесь говорится о том, что пастырь сам должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему внутреннее призвание, чтобы не быть наемником вместо истинного пастыря (5:2);
2) "не для гнусной корысти, но из усердия" — это вторая черта доброго пастырства, которую можно назвать бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомьгх (см. 1 Кор. 9:7, 13, 14), а лишь то, что пастырь не смеет свои личные выгоды и материальную прибыль ставить во главе угла своей пастырской деятельности;
3) "не господствуя... но подавая пример" — пастырь не может не иметь власти над своими пасомыми, но зга власть не должна носить характера мирского господствования с насилием, притеснением и угнетением, в котором бы сказывались элементы самолюбия; истинный пастырь должен сам являть собой добрый пример своему стаду — тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними (5:3).
За такое доброе пастырствование св. апостол обещает "неувядаемый венец" от Пастыреначальника — Христа (5:4).
"Также и младшие", т.е. все не старцы, не пресвитеры, а младшие по положению в церковном обществе, т.е. пасомые, "повинуйтесь пастырям", "все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" — "друг другу повинуйтесь" значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам и тем проявить смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божию (5:5-7).
Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" — подобно голодному льву, диавол, вечно духовно голодный и вечно раздраженный против тех, кого он не может поглотить, устрашает их, как лев своим рыканием, своей злобой и стремится причинить им какой-либо вред. Противостоять ему надо прежде всего "твердою верою", ибо вера соединяет со Христом, Победителем диавола (5:8-9).
Заканчивает свое первое послание св. Петр благожеланиями от Бога — быть твердыми, непоколебимыми в вере, передает привет от церкви в Вавилоне и от "сына своего Марка", и преподанием "мира во Христе Иисусе" (5:10-14).

 



 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика