Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ свв. АПОСТОЛОВ - Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
О подлинности третьего послания Иоаннова свидетельствуют как предание, так и внутренние признаки в самом послании. Если мы сличим тон, дух и слог этого послания с первым посланием Иоанновым и его Евангелием, для нас станет несомненным, что и это третье послание принадлежит возлюбленному ученику Христову.
Обращено это послание к некоему Гаию, или Каю. Кто это был, в точности не известно. Из апостольских писаний и из церковного предания известно, что это имя носили несколько лиц (см. Деян. 19:29; 20:4; Рим. 16:23; 1 Кор. 1:14 и др.), но к кому из них или к иному написано это послание, определить нет возможности. По-видимому, этот Гаий не занимал никакой иерархической должности, а был просто благочестивым христианином, странноприимцем.
О времени и месте написания третьего послания можно предположить то же, что о времени и месте написания, второго послания: оба эти послания написаны приблизительно в одно и то же время, все в том же Ефесе, где проводил св. апостол Иоанн последние годы своей земной жизни.
Состоит послание это также из 1-ой только главы. В нем апостол хвалит Гаия за его добродетельную жизнь, твердость в вере и "хождение в истине", а особенно — за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия.
Экзегетический разбор третьего послания Иоаннова
И в этом послании, как и во втором, св. апостол не упоминает своего имени, а называет себя "старцем". Обращаясь к Гаию, он называет его "возлюбленным" — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании. Апостол выражает ему пожелание "здравствовать, что является обычным приветствием, и преуспевать во всем", "как преуспевает душа твоя", т.е.: и в житейских делах своих домашних, и в общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию. Это — высочайшая похвала апостола. Объясняет это апостол получением сведений через неких братии о том, что Гаий хранит верность евангельскому учению и "ходит в истине".
"Для меня нет большей радости, — говорит св. апостол, — как слышать, что дети мои ходят в истине". Это весьма важная и характерная мысль, свидетельствующая, что в христианстве дороже всего истина, т.е. подлинное, неискаженное, чистое учение Христово (ст. 1-4).
Далее св. апостол хвалит Гаия за его странноприимство, которое он оказывает "братиям", т.е. христианам вообще, и "странникам", т.е. приходящим из далеких мест. Здесь, как видно из дальнейшей речи, под "странниками" разумеются странствующие проповедники Евангелия.
"Они засвидетельствовали перед Церковью о твоей любви" — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил апостол, рассказали перед всем собранием верующих ("Церковью") о гостеприимстве Гаия.
"Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога" — т.е. продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром (ср. 1 Кор. 16:10-11; Тит. 3:13). Выражение об этих странниках, что они "ради Имени Его пошли", свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда "евангелистами". Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан — материально поддерживать их (ст. 5-8).
"Я писал Церкви", — говорит далее апостол. Неизвестно, какой и о чем, но, по-видимому, той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание апостола не сохранилось. Правильнее читать: "я писал бы Церкви" о странствующих проповедниках, но "любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас". Кто этот Диотреф, неизвестно, но, как видно, человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст. 9-10).
Св. апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который, по преданию, был епископом Филадельфийским, обещает сам прийти и передает привет от друзей и друзьям.