О почитании икон - - Чудеса от иконы Божией Матери Споручницы грешных в Москве.
В 1844 году в Орловской епархии в Николаевском Одрине монастыре икона Божией Матери Споручницы грешных, стоявшая в пыли в обветшавшей часовне, прославилась исцелением Тимофея, 2-хлетнего сына купеческой жены Почепиной, подвергавшегося сильным болезненным припадкам.
В 1846 г. список с этой иконы прислан был в Москву подполковнику Дмитрию Николаевичу Бонческул.
В 1847 году сестра Московского священника купчиха Щербакова исцелена этою иконою (т.е., списком) от жестокой болезни спинного мозга.
В 1848 году в день Пасхи Банческул заметил, что сия икона весьма блестит и на ней видны были капли какой-то жидкости. 30 мая он пожертвовал эту икону в приходскую Николаевскую, в Хамовниках, церковь. Вскоре, именно 2 июня, квартальный надзиратель вместе с другими ночью между 1 и 2 часами утра видел перед престолом на горнем месте в храме разные явления огня и света в виде звезд, которые то исчезали, то вновь являлись. С июня 4 стали в обилии появляться на иконе капли елея. Световые явления продолжались и полиция употребляла все меры, чтобы узнать, не обман ли это чувств от отражения постороннего света, но ни к чему не пришла: явления света кончились сами 10 июня. Истечение же влаги и елея от иконы продолжалось.
"Находясь в то время в церкви близ самой иконы, мы были самовидцами, как обильно влага появлялась на иконе в разных местах (пишет секретарь Московской консистории Н.П. Розанов, который составил описание чудес от иконы по официальным бумагам и по своему личному наблюдению)[94]. Влага появлялась сперва в виде булавочной головки, которая вскоре переходила в дождевую каплю и затем растекалась по иконе; диакон, стоявший при иконе, отирал влагу хлопчатою бумагою, которую и раздавал народу. Много было в церкви народа, но Николаевская церковь обширна и окна в ней были открыты и воздух не был стеснен".
Более же к прославлению иконы Богоматери послужили благодатные от нее исцеления лиц разных сословий. Четверо заявили о чудесном спасении их от холеры, один избавлен от припадочной болезни. Граф Н.А. Толстой 10 числа июля объявил, что его сын Александр в одно и тоже время страдал холерою, воспалением в мозгу и молочницею; доктор отказался излечить его. Как скоро вымазали больного маслом от лампады Споручницы грешных, больной выздоровел. Титулярная советница П.М. Гардер 7 лет страдала болезнию в руках и ногах и во всех нервах имела такое расслабление, что не могла ходить. Но когда стала принимать св. воду от сей иконы Божией Матери и мазать ноги маслом из лампады ее, то получила совершенное исцеление.
Московский купец Егор Шумилов заявил, что у сестры его в сельце Никольском Корчевского уезда с рождения правое ухо не слышало, а на левом глазу было бельмо, и глаз этот ничего не видел. Он взял от иконы Божией Матери хлопчатой бумаги и масла из лампады, послал в деревню к сестре, чтобы она бумагу, омочивши в масло, клала в ухо и также накрывала бумагу на глаз с бельмом. Сестра так и сделала. Вскоре ухо ее стало совершенно слышать, а глаз видеть.
В том же 1848 году 20 июня через ту же икону - совершилось весьма замечательное исцеление от тяжкой болезни крестьянина Семена Куренкова, подробно описанное отдельно священником Павлом Кротковым ["Душеполезное чтение", май 1862 г.].
Весьма замечательны: бывшее в 1849 году исцеление крестьянки Феодосии Васильевой прихода села Павловского Московской губернии от Тихвинской иконы Богоматери, до того времени в небрежении стоявшей на паперти церковной в том селе, равно исцеления через ту же икону и других 2-х лиц от тяжких болезней, исследованные чиновниками гражданского ведомства и описанные в "Душеполезном чтении" (1872 г. сентябрь) по делу Московской консистории.
В 1852 году, помещик Смоленской губернии, Бельского уезда, Александр Викторович Рачинский, пришедший в Оковцы на поклонение чудотворным иконам (об них выше), получил исцеление от долговременной болезни, которая, по мнению врачей, считалась неизлечимою. Исцеление его было на святом источнике, что и засвидетельствовал он перед священником и другими устно и письменно [Историч. записка о селе Оковцах и пр. 1876 г. стр. 69].