Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Глава 6. Избрание семи диаконов (6:1-6)
"В эти дни" - выражение, хотя и неопределенное, но указывающее на относительную близость события от ближайшего предшествующего, о коем шла речь перед тем. После новой нравственной победы Церкви над врагами, число христиан продолжало все более и более умножаться.
Но в это время обнаружилось внутреннее нестроение в недрах самого христианского общества и притом весьма важное, ибо указывало на внутреннее разделение и несогласие членов общества: "произошел у Эллинистов ропот", т.е. взаимное неудовольствие между "Эллинистами" и "Евреями".
"Эллинистами" назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на очень распространенном тогда повсюду в Империи греческом языке. Под это общее название подходили иногда и прозелиты, то есть принявшие иудейство язычники.
Под именем "Евреев" здесь разумеются христиане из числа палестинских иудеев, живших в своей родной земле и говоривших на еврейском языке. Из общей денежной кассы, бывшей в распоряжении Апостолов, каждый нуждающийся получал то, что ему было нужно для пропитания и вообще ежегодного содержания. Эллинистам показалось, что вдовы их при этом пренебрегаются. Откуда происходило это пренебрежение, трудно сказать.
Св. Златоуст предполагает, что не от недоброжелательства, но от невнимательности по причине многолюдства. Может быть, причиной было и высокомерие евреев, с каковым они относились к эллинистам, носившим на себе невольно отпечаток той языческой среды, в которой им приходилось жить. Этого различия 2-х разнородных частей первого христианского общества не мог, как видно, сгладить даже высокий дух христианства. Страдали от этого именно вдовы, как беззащитные, за которых некому было заступиться.
Т.к. это взаимное неудовольствие грозило большой опасностью первохристианскому обществу, Апостолы приняли самые решительные меры для пресечения зла. Созвав, по-видимому, все христианское иерусалимское общество ("множество учеников"), Апостолы предложили устранить это нестроение.
"Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах", сказали они. Главное дело Апостолов - проповедь Слова Божьего, довольствование же бедных пищей телесной они могут без всякого ущерба для дела предоставить другим. Поэтому они предлагают на эту службу выбрать особых лиц, семерых (7 - священное число), исполненных Духа Святого, т.к. Служение бедным не есть служение исключительно телесным потребностям, но и духовным их нуждам. Им нужна и "мудрость", дабы исполнять свое служение мудро, умно, практично, целесообразно.
"А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова" - это главная обязанность высших служителей Церкви. Предложение Апостолов было принято с удовлетворением, ибо примиряло начавшееся было разделение и неудовольствие. Было избрано 7-ро мужей. Из них особенно прославился Стефан, вскоре ставший первомучеником за Христа. За ним следует Филипп, также упоминаемый в Деяниях.
Об остальных 5-ти сохранилось только церковное предание: Прохор был сначала спутником Ап. Петра, а потом спутником и писцом св. Иоанна Богослова, Епископом Никомидии и скончался мученически в Антиохии.
Никанор убит иудеями в день убиения Архидиакона Стефана.
Тимон был Епископом в Аравии и скончался мученически.
Пармен скончался перед глазами Апостолов и погребен ими.
Николай был прозелит, живший во Иерусалиме. Избрание прозелита было сделано с целью удовлетворить эллинистов. Но он, кажется, не удержался на высоте своего служения, ибо имя его не вписано в числе святых.
Апостолы возложили на избранных, помолившись, свои руки и низвели на них благодать Св. Духа. Это было действие посвящения их. Т.к. среди избранных диаконов (от греческого слова "диакониа", что значит: "служение") нет носящих еврейские имена, то предполагают, что все 7-ро или, по крайней мере 3-ое - Стефан, Филипп и Николай - были эллинистами.
Здесь обыкновенно видят установление третьей степени священства - диаконской. Во всяком случае, из дальнейшего повествования совершенно очевидно, что эти первые диаконы не были только простыми казначеями первого христианского общества. На них были возложены и другие высшие обязанности - сотрудничество с Апостолами в деле проповеди Слова Божьего и устроения Церкви: мы видим далее, что они не только проповедовали, но и крестили (6:8-10; [А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил] 8:5; [Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа] 8:38 [И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его]).
"Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" - избранные, видимо, оправдали доверие общества и умиротворили его - сила апостольской проповеди была так велика, что даже из священников многие уверовали.
Выражение "покорились вере" указывает на силу проповеди, сломившей их упорство. Это была решительная нравственная победа христианства над иудейством.
Избрание диаконов отнюдь не свидетельствует о демократическом выборном начале в Церкви. Из кн. Деяний ясно видно, что Апостолы сами всем распоряжаются по своей воле и своему усмотрению: они не связаны в своих действиях волей верующих.