Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ДЕЯНИЯ - Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (13:13-41)
"Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии...". Сразу же Павел ставится во главе миссии: "Павел и бывшие при нем", под которыми понимаются, конечно, Варнава, Иоанн-Марк и, может быть, еще кто-либо из обращенных кипрян.
Памфилия - малоазийская прибрежная область к северу от Кипра, а Пергия - главный город этой области, недалеко от моря на реке Цестре.
Неизвестно, по какой причине, может быть, по слабости характера и боязливости, которых Павел не одобрял (15:37-39) [Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы], Иоанн, отделясь от Апостолов, возвратился во Иерусалим.
"Они же", т.е. Павел со своими спутниками, прибыли в "Антиохию Писидийскую". Это был главный город Писидии, области, лежавшей на север от Памфилии, внутри Малой Азии.
Вошедши в синагогу, в день субботний, они сели и, после чтения закона и пророков, сами начальники предложили им сказать слово наставления к народу. Начальник синагоги - "архисинагог", собственно, был один, а здесь имеются в виду, вероятно, старцы, члены совета при архисинагоге. Некоторые предполагают, что к Павлу со спутниками они обратились потому, что те сели на скамью раввинов. Вероятнее, однако, предположение, что Павел и Варнава еще до посещения ими синагоги, сделались известными в городе, как мужи учительные.
В тот день св. Павел произнес речь, которая состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и св. Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям ("мужие Израильтяне"), но и к прозелитам врат ("боящиеся Бога"), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на 3 части:
1) Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;
2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете - здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и св. Павел, подобно ап. Петру (Деян. 2:27-31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;
3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) - в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5) [Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали].