Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 40. Восстановление Апостола Петра в его Апостольском достоинстве и предсказание ему мученичества
(Иоан, 21:15-25)
"Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?" - Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: "Аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнуся" (Матф. 26:33); "ныне душу мою за Тя положу" (Иоан. 13: 37); "аще ми есть с Тобою и умрети, не отвергуся Тебе" (Марк. 14: 31); "с Тобою готов есмь и в темницу и на смерть ити" (Луки 22: 33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав - перестал быть апостолом.
Это отмечает, несомненно со слов самого Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: "идите, рцыте учеником Его и Петрови..." - выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов.
За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве. Трижды Петр отрекся, трижды же Господь заставляет его на вопрос: "любиши ли Мя?" - ответить: "ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя" - и после каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев Его, пасти овец Его.
"Троекратным вопрошением, еже, Петре, любиши ли Мя, трикратное отвержение Христос исправил есть", - поется поэтому в службе 29 июня на день памяти свв. первоверховных апостол Петра и Павла (стихира на "Славу" на "Господи, воззвах").
Совершенно напрасно и неосновательно хотят римо-католики видеть в этом дарование св. ап. Петру каких-то особенных прав и преимуществ, по сравнению с другими апостолами. "Агнцы", которых поручает Господь Петру пасти, это самые молодые, новорожденные, так сказать, члены Церкви Христовой, нуждающиеся в особенной заботливости пастыря, а "овцы" - обыкновенные, уже духовно-зрелые члены Церкви, не требующие уже такого, особенно тщательного ухода и заботы.
Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: "Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?" - как бы намекая на то, что Петр обещал Господу большую верность и преданность, чем другие ученики. Характерно и то, что Он называет Петра его прежним именем - "Симоне", - а не Петром, ибо отрекшись, обнаруживши неустойчивость, отсутствие твердости духа, он тем самым перестал быть "Петром", т.е. - "камнем".
Смиренно сознавая глубину своего падения, Петр уже не сравнивает свою любовь к Господу с любовью прочих учеников, и даже вообще не смеет заверять Господа в своей любви к Нему, а только ссылается на Его всеведение: "Ты веси, яко люблю Тя". Мало того, по смирению, вместо слова "любить" - "агапан", употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, Петр употребляет другое слово - "филин", означающее личную сердечную привязанность и преданность. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребляет это же самое слово "филин". Это опечалило Петра, что Господь как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему, и поэтому в третий раз он с особенной силой исповедует Ему свою любовь, ссылаясь на всеведение Господа. Как в третий раз он с особенной силой, с клятвой и божбой отрекся от Господа, так Господь заставляет его в третий раз с особенной силой исповедать свою любовь к Нему.
С восстановлением Петра в его апостольском звании Господь соединяет предречение о предстоящей ему к концу его апостольства мученической кончины, к которой приведет его эта засвидетельствованная им только что любовь к Господу.
"Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состарешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши" - насильственную мученическую смерть Господь символически представляет здесь под видом бессилия старца, с которым, против его воли, делают, что хотят.
Св. Ап. Петр действительно был распят в Риме на кресте при имп. Нероне в 68 г.
"Иди за Мной" - это последнее решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине. После сих слов Иисус пошел, а ученики, видимо, последовали за Ним. Видя возлюбленного ученика Господа Иоанна, Петр возгорелся желанием знать, какова будет его участь, ожидает ли и его мученическая кончина за Христа. Но Господу не было угодно открыть образ кончины возлюбленного ученика Своего. Он ответил Петру, что знать это - не его дело: "что к тебе? Ты по Мне гряди".
Здесь опять опровержение римо-католического лжеучения о том, что Петру были поручены Господом другие ученики, что он был поставлен "князем" их. Если бы Господь поручил Петру, как Своему наместнику, других учеников, то, конечно, Петр был бы вправе спрашивать об Иоанне, и Господь не дал бы ему такого ответа: "что тебе до того?".
Об Иоанне же Господь произнес слова, которые дали повод думать, что он не умрет, а будет жить до самого второго пришествия Христова: "Аще хощу да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе?". Сам Евангелист, однако, такое мнение опровергает, подчеркивая, что речь Господа была условная: "Аще хощу тому пребывати...".
Повествование свое об этом, а вместе с тем и все свое Евангелие св. Иоанн заканчивает уверением: "Сей есть ученик, свидетельствуяй о сих, иже и написа сия: и вем яко истинно есть свидетельство его". Этим удостоверяется принадлежность Евангелия св. Иоанну Богослову и истинность всего им сообщаемого в Евангелии.
В заключение св. Иоанн опять повторяет, что в Евангелиях многое не записано из того, "яже сотвори Иисус", ибо, если бы писать обо всем подробно, то "ни самому мню всему миру вместити пишемых книг". Это может показаться преувеличением, гиперболическим выражением, но речь тут идет именно о необъятности дел Христовых, значения которых не в состоянии вместить этот ограниченный мир. Некоторые полагают, что эти 2 последних стиха 24-25 приписаны к Евангелию от Иоанна впоследствии древнейшими читателями его, желавшими на вечные времена удостоверить подлинность этого Евангелия.