Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 8. Господь предрекает о своей Смерти и воскресении и учит о несении креста
(Матф. 16:21-28; Марка 8:31-38 и 9:1; Лук. 9:22-27)
Вызвав учеников на исповедание Его Мессией и Сыном Божиим, Господь возвещает им о страданиях, ожидающих Его в Иерусалиме, чтобы приготовить их к мысли о земной судьбе Мессии, опровергнуть чувственные представления иудеев о Мессии и посвятить учеников в великую тайну Своего искупительного подвига.
Глубоко преданный Господу, но еще не освободившийся от чувственных иудейских представлений о Мессии, как о земном царе, пламенный и решительный Петр не мог вынести этих слов горячо любимого Учителя и, не решаясь при всех противоречить Ему, отозвал Его в сторону и сказал Ему: "Милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие", что значит собственно: "Сохрани Бог! не может быть, чтобы это случилось с Тобою" - слова, выражающие мысль, что страдания и смерть несовместимы с достоинством Господа Иисуса Христа, как Мессии, Сына Божия.
"Отойди от Меня, сатана!" с негодованием отвечал на эти возражения Господь, ясно почувствовавший, что не Петр говорит это, пытаясь отклонить Его от предстоящих Ему страданий, но сам искуситель-сатана, воспользовавшийся только чистыми чувствами Петра для того, чтобы произвести в человеческой природе Христа колебания перед подвигом искупления человеческого рода.
Замечательно, что Господь, только что назвавший Петра "камнем", спустя столь короткий промежуток времени называет его "сатаной", чем особенно ярко и сильно опровергается ложное учение римо-католиков о том, что Церковь Христова основана Господом на человеческой личности Петра. Может ли быть основание Христовой Церкви, которую не одолеют адовы врата, столь изменчиво, непостоянно и неустойчиво? И если понимать все слова Господа буквально, как это делают в первом случае католики, то из последних слов Господа пришлось бы сделать совершенно нелепый и невозможный, однако, строго логичный, с точки зрения католиков, вывод, что Церковь Христова основана на сатане!
"Ты Мне соблазн", говорит Господь далее Петру, т.е. "противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием" (Евф. Зига-бен), если желаешь, чтобы не исполнилось то, для чего Я пришел и на что есть вечное определение Божие".
"Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое", т.е. не о том, что угодно Богу, что Он определил относительно страданий и смерти Мессии, но о том, что хотелось иудеям, по человеческим рассчетам, т.е., чтобы Мессия был их могущественным земным царем-завоевателем.
Человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, к жизненным удовольствиям и наслаждениям. Это путь, на который пытается увлечь людей диавол, желающий их погибели. Но не таков путь Христа и Его истинных последователей.
"Аще кто хощет по Мне ити", т.е. быть истинным последователем Моим, говорит Христос, "да отвержется себе", пусть отречется от себя, откажется от своей естественной воли и стремлений, "и возьмет крест свой", т.е. настроит себя так, чтобы, ради Христа, быть готовым на все лишения, страдания и даже смерть, "и по Мне грядет", подражает Христу в Его подвиге самоотречения, самоотвержения.
"Иже бо аще хощет душу свою спасти" в смысле устроения своего жизненного благополучия, "погубит ю": "и иже аще погубит душу свою Мене ради", кто не жалеет себя ради Христа, "обрящет ю" - только тот сохранит свою душу для вечной жизни.
"Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет", т.е. достигнет всех почестей и наслаждений мира, приобретет все его тленные сокровища в свое распоряжение, "душу же свою отщетит?". Душа человека драгоценнее всех сокровищ мира и погубленную душу уже ничем нельзя выкупить, никакими земными богатствами - "что даст человек измену за душу свою?".
С мыслью о вечной гибели людей, старающихся сохранить себя лишь для этого мира, Господь соединяет мысль о втором и страшном пришествии Своем, когда каждый получит воздаяние за "дела свои".
Мысль важная, опровергающая утверждения протестантов и сектантов, отрицающих значение добрых дел для спасения. Евангелисты Марк и Лука передают в связи с этим еще другие важные слова Господа: "иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном", т.е. сочтет для себя постыдным находиться в числе Моих учеников и, в частности, исполнять заповедь о несении креста своего, - то "и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми", т.е. откажется признать его Своим последователем на Страшном Суде.
Закончил Господь эту беседу знаменательными словами: "Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго, грядуща во Царствии Своем". Эти слова давали и дают повод некоторым видеть в них указание на близость второго пришествия Христова и соблазняться тем, что они не исполнились.
Два другие Евангелиста Марк и Лука разъясняют, как надо правильно понимать эти слова: св. Лука последние слова Господа передает так: "Дондеже видят Царствие Божие", а св. Марк их дополняет: "дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе". Из этих слов видно, что речь тут не о втором пришествии Христовом, а об открытии Царствия Божия, т.е. благодатной силы его на земле среди верующих, или об учреждении Церкви Христовой: "Царствие Божие, пришедшее в силе" это есть Церковь, основанная Господом, распространение которой по всему лицу земли сподобились видеть многие из учеников и современников Господа.