Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 27. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами
(Мф. 14:14-21; Мр. 6:32-44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-15)
Об этом чудесном событии рассказывают все 4-ре Евангелиста, причем Евангелист Иоанн указывает на это событие, как на повод для Господа раскрыть перед иудеями Свое учение о хлебе небесном и о таинстве причащения Тела и Крови Его, причем дает и важное хронологическое указание, что все это произошло, когда "приближалась Пасха, праздник иудейский" (Третья Пасха служения Христова).
По получении известия о смерти Иоанна Крестителя Господь Иисус Христос удалился из Галилеи, вместе с только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия Апостолами, на лодке на восточную сторону Тивериадского озера, в пустынное место близ г. Вифсаиды. Т.к. одна Вифсаида находилась на западном берегу около Капернаума, то здесь, надо полагать, разумеется другая находившаяся на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро, и называвшаяся Вифсаида-Юлия.
По рассказу Ев. Марка, народ увидел как они туда отправлялись, и многие бежали туда пешие из всех городов и предупредили их прибытием на ту сторону, и там в пустынном месте снова собрались ко Иисусу Христу. Увидев множество народа, Господь сжалился над ними, "потому что они были, как овцы, не имеющий пастыря", и начал учить их много (Марк. 6:34), говорить им о Царствии Божием (Лук. 9: 11) и исцелять больных их (Матф. 14:14).
По некотором времени, Он, согласно повествованию св. Иоанна, взошел на гору, там сидел с учениками Своими и увидел, что множество народа идет к Нему. День же начал склоняться к вечеру. Тогда все Апостолы, приступив к Нему, стали говорить: "Место здесь пустынное и время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и там купили себе хлеба, ибо им нечего есть". Но Господь не восхотел отослать от Себя народ и сказал ученикам: "Дадите вы им ясти!" Испытывая веру Ап. Филиппа, Господь спросил его: "Где бы нам купить хлеба, чтобы их накормить?", на что Филипп отвечал: "на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу".
Подобное говорили и прочие ученики. Тогда Господь говорит им: "Сколько у вас хлебов? пойдите посмотрите". Они узнали, и Андрей сказал Ему: "Здесь есть у одного мальчика (вероятно, торговца съестными припасами, сопровождавшего всю эту толпу) пять хлебов ячменных и две рыбки: но что это для такого множества". Тогда Иисус сказал: "Принесите сюда хлебы и рыбы", "велите народу возлечь". И повелел посадить народ "на споды", т.е. отделениями по пятидесяти. И народ сел на зеленой траве по 100, в одном направлении, и по 50-ти, в другом, поперечном первому ("На лехи, на лехи по сту и по пятьдесят" - Марк. ст. 40), чтобы таким образом сосчитать всех. Оказалось около 5.000, кроме женщин и детей.
И взяв 5 хлебов и 2 рыбы, Господь воззрел на небо, воздал благодарение (Иоан. ст. 14), благословил их (Лук. ст. 16), преломил, дал ученикам, чтобы ученики раздавали народу; также и две рыбы разделил на всех (Марк.), сколько кто хотел (Иоан.). "И ели все и насытились". Когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничто не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано 12 полных коробов.
"Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился в гору один" (Иоан. 14-15). Вероятно, народ хотел воспользоваться скорым наступлением праздника Пасхи, чтобы увлекши с собой Христа в Иерусалим, там и провозгласить Его всенародно царем. Но Господь, конечно, не хотел потакать этим ложным представлениям о Мессии, как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться вперед на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованный чудом народ, отпустил его, и взошел на гору помолиться.