В объективе - православная Макеевка - храм Святителя Николая Чудотворца
Буря недоумения смущает ми ум, како достойно есть пети чудеса твоя, блаженне Николае; никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел, и глаголати восхотел; но мы дивно Богу в тебе прославляющемуся дерзаем воспевати: Аллилуиа.
Святой Иоанн Златоуст писал:
«Не уклонись от Церкви: нет ничего сильнее ее, она твоя надежда, в ней твое спасение». Наверное, глубоко верили в это наши деды и прадеды, если в начале века, в 1903 году, решили построить на окраине города, в поселке Григорьевка, храм.
Ведь время уже тогда было неспокойным даже в Макеевке. Николай Хапланов в своей книге «Макеевка», давая характеристику тому времени, пишет: «26 апреля 1903 года забастовали рабочие Нижне-Крынских шахт. А летом уже бастовали труболитейщики. Будоражили умы рабочих листовки, появившиеся на металлургическом заводе.
Зимой 1904 года начинается война России с Японией.
Наступал тяжелейший год в истории страны, одних разочаровавший, других озлобивший, третьим открывающий глаза — 1905».
Поселок Григорьевка. Что мы знаем о нем? Поселок Григорьевка относится к старинному населенному пункту, расположенному на территории современного города Макеевки. Он был основан в самом начале 19 века.
К сожалению, история не сохранила точной даты основания поселка.
Но в архиве Войска Донского хранятся несколько карт этого периода. На картах 1801 года поселка еще нет, а на картах, датированных 1806 годом, он уже значится.
«Поэтому, - говорит научный сотрудник краеведческого музея Татьяна Шарафан, - мы смело можем сказать, что Григорьевка была основана между 1801 и 1806 годами». Поселок находился на самой границе земель Войска Донского и вновь образованной Екатеринославской губернии, на левом берегу реки Кальмиус.
Основал поселок генерал от кавалерии Дмитрий Иванович Иловайский, который получил наши земли в дар от императрицы Екатерины II за мужество, проявленное в боях в русско-турецкой войне и в знак благодарности, ибо Иловайский участвовал в Дворцовом перевороте, который и возвел на престол Екатерину II. После смерти Дмитрия Ивановича земли унаследовал его сын Григорий Дмитриевич Иловайский. Позже внук Дмитрия Иловайского, который стал владельцем поселка Григорьевка, оставляет службу в чине полковника и переезжает в свое имение. Здесь он обустраивает усадьбу, дом, сад, который шел вдоль реки Кальмиус, хозяйственный двор с постройками.
В макеевском краеведческом музее нам показали очень интересный экспонат — Уставную грамоту Войска Донского, Миусского округа, седьмого мирового участка поселка Григорьевского
— Кальмиусского, гвардии полковника Николая Григорьевича Иловайского. Эта Уставная Грамота регулиро вала отношения между хозяином и его бывшими крепостными крестьянами, освобожденными от крепостной зависимости по Манифесту Императора Александра второго. «Из этого документа, - говорит Татьяна Шарафан, - мы можем утверждать, что поселок после отмены крепостного права растет, развивается, становится достаточно зажиточным поселением. В 1863 году в этом поселке насчитывается 270 дворов, население удваивается».
Доход крестьяне извлекают из своей земли, но не за счет хлебопашества, а за счет полезных ископаемых, которые хранила макеевская земля. Не имея возможности самим добывать уголь, крестьяне сдают свои угленосные земли в аренду. По-видимому, заключив выгодный контракт с угольными копями, жители села Григорьевка и решили построить у себя церковь во имя Святого Николая Угодника, Мир Ликийских чудотворца. Церковь была построена буквально за два года. Вот что пишется об этом в Церковной ведомости, датированной 1911 годом:
«Церковь эта построена в 1905 году по усердию и на средства прихожан поселка Григорьевка. Она кирпичная, с такой же колокольней, покрыта листовым железом, притча по числу прихожан поместительна, ограда вокруг нее деревянная. Престол в ней один - во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, освящен в 1906 году, 28 декабря.
На содержании притча Григорьевское общество платит 1600 рублей, при условии совершении треб для прихожан безвозмездно. В окрестности ее находятся церкви — поселка Дмитриевского - в 9 верстах и БерестовоБогодуховского рудника — в 4 верстах».
В пункте 20 читаем: «С 1905 года при сей церкви существует церковно-приходская школа, открытая попечением прихожан на средства общества. В год переписи обучалось в ней 154 ученика, в том числе 61 девочка». Следовательно, церковь была в селе еще до строительства храма, но, возможно, она была деревянная, обветшала, и жители поселка решили построить новый каменный храм, на века. Так оно и случилось. В 2005 году храму исполнилось 100 лет. И как не усмотреть промысел Божий в том, что в конце 2004 года, именно накануне столетия храма рабочие металлургического завода города Мариуполя обнаружили в металлоломе латунную пластину, на которой были выбиты фамилии создателей и благодетелей церкви. Пластину передали в Донецкую Епархию, а оттуда - в храм отцу Дмитрию Черному, настоятелю. На пластине читаем: «Храм сей был заложен во имя Святителя Николая Чудотворца в лето от рождества Христова 1903, и окончен в 1906, октября месяца в Царствование Государя-Императора Николая Александровича II, Самодержца Вседержавного при архиепископе Афанасии Донском и Новочеркасском по плану архитектора В.Н. Куликова и на средства граждан села Григорьевка. Ходатаями и попечителями при постройке Церкви были крестьяне Яков Шкурат, учитель Косма Колесников, Трофим Вельбенко, Емельян Рыкало, Иван Безруков, староста Евфим Максименко, Андрей Яковенко, Сидор Бурак, Иван Бурак, Феодор Гладкий, Яков Вельбенко, Митрофан Гладкий, Дионисий Лихота, Николай Лебедев».
Дальнейшая судьба храма неизвестна. Но когда начались страшные годы богоборчества, храм, благодарение Богу, уцелел, снесли только колокольню и купола. В храме открыли клуб. Улица до сих пор так и называется Клубная. В годы ВОВ здесь шли службы. Настоятелем, по рассказам старожилов, был отец Гавриил. О его судьбе никто ничего не знает. Отца Гавриила сменил отец Григорий Борисенко, на целых 30 лет. Батюшка от Бога, он стал духовным наставником многих почитаемых ныне священников, в том числе Епископа Макеевского Варнавы, викария Донецкой Епархии.
- С этим храмом связаны ключевые моменты моей жизни, - вспоминает Владыка Варнава. — Может, благодаря месту положения храма, священнику, который там служил, я обязан первыми шагами своими в церкви. Еще шестилетним мальчиком меня привела туда мама. Это первый храм, который я сознательно помню.
Куда бы меня судьба земная не относила от этого места, я возвращался к этому источнику и снова и снова пил живую воду веры православной. Скорее всего, это было влияние отца Иоасафа. С этим именем был пострижен в монахи отец Григорий Борисенко. Я чувствовал особую благодать от общения с ним.
Да, о храме заговорили, людям нравились службы батюшки Иоасафа, напоминающие своей торжественностью и чинностью архиерейские. Разнеслась молва и о хоре храма как об одном из лучших в епархии. Еще бы, в хоре пели иерей Вячеслав Филатов (ныне Владыка Варнава), студент Донецкого музыкального училища Владимир Сучков (ныне архимандрит Сергий, настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла г. Донецка), Валерий Гавва (солист Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова). Вспоминает архимандрит Сергий (Сучков): «Хор был отменный, по городу пошли разговоры. Не смотря на то, что поселок Григорьевка далекий, люди шли в храм, особенно в выходные дни храм был забит».
Естественно, с ростом прихода появились и доходы.
Батюшка Иосаф вкладывал их в благоустройство храма: перекрыл крышу, затем занялся иконостасом. В подвале нашли уцелевшие фрагменты иконостаса, который был еще до революции. Заказал столярам недостающие детали, пригласил из Макеевки художника Геннадия Несоленого. Этот иконостас стоит и поныне, во всяком случае, его основа.
- Впоследствии, - продолжает Владыка Варнава, - я познакомился с этим художником-фронтовиком и заинтересовался живописью. Именно у него брал уроки росписи храма. Нет в храме и сантиметра пространства, где бы я ни коснулся своей кистью - от купола до пола.
Где-то в конце 60-х регентом хора стал Алексей Иванович Лядов, отец композитора Людмилы Лядовой. Для молодого поколения это имя, может быть, мало что говорит, а вот макеевчане старшего поколения помнят народную артистку России и СССР, сочинившую сотни песен, которые исполняли Шульженко, Кобзон и другие звезды эстрады.
- Помню и Алексея Ивановича, регента хора,- говорит Епископ Макеевский Варнава. - У него что-то случилось с голосом, но он музыку не оставил, так как был великолепный педагог, который повлиял и на мое воспитание, развитие. Помню и Владимира Сучкова. Знаю, что он сегодня архимандрит Сергий, заслуженный священник Донецкой Епархии, служит в г. Донецке настоятелем храма, всеми уважаемый человек. Вот такая у нас была юность. Мы вместе начинали петь в хоре под руководством Алексея Ивановича Лядова. Хор был действительно великолепный. Я хочу сказать, что все зависит от личности, от таланта руководителя.
Алексей Лядов жил в нашем городе, в доме, который сохранился до наших дней, стоит рядом с Плехановским рынком. Хозяйка дома приветливо встретила нас, показала табличку, которая висела на доме, с именем этого человека, домовую книгу, где есть запись о его прописке.
Будучи глубоко верующим человеком, А. Лядов, гастролируя по территории бывшего Союза, переписывал в храмах ноты церковных произведений. Когда судьба занесла его в Макеевку, он выбрал Свято-Николаевский храм в поселке Григорьевка, где руководил хором до самой своей кончины. Как вспоминает архимандрит Сергий (Сучков), он приехал проведать Лядова где-то за неделю до его смерти, вот тогда-то он и подарил ему камертон, сказав: «Возьми, будешь регентом, я знаю, он тебе пригодится». И он действительно стал регентом в этом же храме, уже при отце Дмитрии Черном, теперешнем настоятеле храма. — Это большое счастье, когда на пути встречаются такие люди,- сказал отец Сергий и, проглотив подступивший к горлу комок, тихо запел:
«Тихая ночь, светлая ночь.
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами обвит
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спит младенец святой, младенец святой.
Спи, младенец святой».
Это было любимое произведение Лядова.
Архимандрит Сергий (Сучков) хорошо помнит и батюшку Иоасафа: «Он очень любил меня, у них с матушкой не было своих детей. Была приемная дочь, но она жила не с ними. Помню, он часто мне говорил, что хочет умереть в алтаре. Так и случилось. Во время проведения литургии, которая стала его последней, на словах «... весь живот наш Богу предадим», батюшка медленно осел и упал. Храм ахнул. А я испугался, ведь мальчишка еще был. У него ничего не было - ни кола, ни двора, жил в домике при храме. Но он всю жизнь собирал сокровища Небесные. Спасибо Богу за каждое мгновение жизни, за подаренную возможность общаться с такими людьми. Спасибо за всё».
Похоронили Игумена Иоасафа на Григорьевском кладбище, рядом с матушкой Еленой. Когда мы пришли на кладбище, утопающее в кустах сирени, то увидели, что кто-то из благодетелей возводит новое надгробие.
О каждом, кого судьба какимто образом связывает с этим храмом, можно писать и писать. И когда-то мы это сделаем, но сейчас наш рассказ о теперешнем настоятеле храма, сменившем игумена Иоасафа — протоиерее Дмитрие Черном, о котором Владыка Варнава сказал: «Свято-Николаевскому храму, можно сказать, повезло: настоятелем пришел очень набожный и одновременно хозяйственный человек - Дмитрий Черный. Все, что мы видим перед собой, - благоустроенная территория, котельная, купола, кресты, ограда, памятный крест - очень добротно и красиво. Сегодня это один из лучших храмов Донецкой епархии.
«Если Бог даровал самого себя нам, если он в нас пребывает, а мы в нем, по неложному слову Его, то чего он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет. Господь пасет мя и ничетоже мя лишит». (Псалом 22). Эти строчки как бы написаны о настоятеле Свято-Николаевского храма села Григорьевка, живописного места на северо-западной границе Макеевки, до самого горизонта утопающего в зелени садов. Здесь совсем не чувствуется нервного ритма города, наверное, потому, что над всем этим — золотые купола и кресты храма. И когда сюда приезжают люди в будни и в праздники, глядя на их умиротворенные лица, спокойные движения, тишину и покой, царящие во время службы, невольно возвращаемся к тому же псалму: «...Дашь мне, Господи, любить всякого ближнего своего, как себя, всегда и ни из-за чего на него не озлобляться, не работать диаволу, дашь мне распять ми самолюбие, гордость, любостяжания, маловерия и прочие страсти. Да будет нам имя — взаимная любовь».
Взаимная любовь. Откуда она у него? Почему ее на всех хватает? Почему к нему тянутся люди, как и к этому храму, где он служит вот уже более 22-х лет. А в общей сложности - около 60. Может, потому, что «...обильно открыл ты мне, Господи, истину твою и правду твою, через образование меня науками. Открыл ты мне все богатства веры и природы и разума человеческого. Увидел я слово твое, то слово любви, проходящая же до разделения души же и духа нашего». К работе над собой, уважению и любви к родным, близким, старшим призывает он детей каждый раз во время молебна перед началом учебного года.
«Просим Господа Бога, чтобы Господь послал нашим детям вразумленье подобно, как он послал мудрость Соломону. Господь явился Соломону и спросил: что ты хочешь, чтобы я тебе дал? Соломон попросил, чтоб Господь Бог дал ему мудрость управлять народом. И Господь, поскольку Соломон не просил ни богатства, ни славы, а мудрость, дал ему ее. Дай Бог, чтобы вы были внимательны на уроке, уважали учителей, любили родителей, росли крепкими и здоровыми! Пусть нас услышит Господь и тех детей, которые призывают Господа на помощь во славу Церкви Христовой и нашего Отечества». (Из проповеди протоиерея Дмитрия Черного).
Но прежде, чем Господь открыл перед ним богатства веры, природы и разума человеческого, были долгих 25 лет, полных лишений и страданий.
Он родился в 1927 году в селе Дворец, Изяславского района, Хмельницкой области. Ребенком пережил все ужасы голодомора, раскулачивания, когда их семью, как и многие другие, лишили всего и выслали за 100 км от родного села. А в 1943-м, с тысячами таких, как он, подростков, был угнан в Германию. Работал почти сутками, недоедал. Переносил побои и унижения. С приходом наших войск был освобожден, вернулся на родину. Чтобы выжить, прокормить семью (женился в 1947 году), поменял много работ, профессий. Ему было 23 года, когда Бог осенил его своей благодатью. «Можешь ли понять, как постигают тебя внутренние, убивающие душу скорби и найти средства вне Господа, как их прогонять?». Дмитрий идет к диакону, жившему в их селе, берет книги и готовится поступать в Духовную семинарию. Это был поистине христианский подвиг - решение стать священником в годы гонения на Церковь. Выдержал экзамен, когда 13 священников задавали вопросы, и можно только догадываться, какими были ответы, если сразу зачислили во второй класс Луцкой духовной семинарии. В начале четвертого класса уже был рукоположен во священники.
«Все блага души, то есть все, что составляет истину жизни, покой и радость души, от Бога». И он продолжает постигать науку о Боге. Священник Дмитрий Черный поступает в Ленинградскую Духовную академию. Постигать духовную науку в городе, где жил Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадский, пришлось недолго. По состоянию здоровья (ему не подошел климат Северной столицы), он переводится в Московскую Духовную академию, расположенную на территории Сергиево-Троицкой Лавры, где впоследствии ректором станет Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Обучаясь в академии, одновременно, по благословению Патриарха Московского Алексия I, служил на Иерусалимском подворье, в храме Воскресения Христова, что в Арбатском переулке. Но жизнь сложилась так, что 48 лет пришлись на служение в Донецкой епархии - Авдеевка, Солидар, Димитров, Рутченково, Артемовен, Волноваха, Сватово, Александровна, Андреевна Снежнянского района. Господи, чего только не пришлось испытать ему за эти годы! «Так бывает в жизни. Но надо помнить, что без Бога ничего не бывает. А если уж случилось, то не следует роптать, не следует никого винить, тем более Господа Бога».
Это было в Докучаевске в 1984 году. Приобрели домик из самана, обложенный диким камнем, для храма.
Пришли к выводу, что надо копать фундамент и гнать вокруг стены кирпичи в виде обложки. Стены уже возвели до крыши, когда поступило распоряжение властей — снести. Прихожане, строители в недоумении: что делать? И тогда староста храма, пожилая, умудренная жизненным опытом женщина, собрала строителей, благо, впереди были выходные дни, и за эти два дня закончили кладку стен, возвели крышу. В понедельник батюшка приехал и ахнул: храм стоит! А когда приехали представители областной и районной власти, нашлись и среди них мудрые люди: здание оставили. Разве это не по промыслу Божьему? Разве это не под действием благодати Духа Святого? «Боже Всемогущий, Премудрый и Всеблагий, рука твоя постоянно на мне грешном, и нет мгновения, когда бы благость твоя покинула меня. Дай же мне всегда живою верою лобзать десницу твою».
Батюшка Дмитрий считает, что Святой Дух постоянно с ним. Четырежды в этой жизни он являлся ему в виде видений и подсказывал, как правильно поступить в сложной ситуации, которых на его пути было столько, что могло бы хватить на несколько жизней. Святой Дух прикасался и к сердцам тех людей, считает отец Дмитрий, которые помогали ему, поддерживали. Случай в Докучаевске - тому подтверждение. «Без Креста Господня я давно бы был жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни. Крест — покой и утешение мое».
И он полностью отдает себя Христу, восстановлению Дома Его на земле — Свято-Николаевскому храму, куда получил благословение в 1987 году. 22 года службы в храме, и все эти годы его благоустройство.
Нашли фотографию, которая сохранилась еще до разрушения. И все восстановили, как было в первоначальном виде. Может, даже лучше. Батюшка считает, что Господь коснулся сердец доброхотных жертвователей, и они большие дела делают по восстановлению храма. Возвели колокольню, поставили пять куполов, покрыли крышу оцинкованным железом, поставили кованую ограду с кирпичными столбами, с аркой над святыми вратами. Расширили территорию церковного двора, заложили фруктовый сад. Когда закончили наружные работы, перешли к внутренним.
Полы выложили кафельной плиткой, деревянные окна заменили пластиковыми, позолотили иконостас, обновили все образа, всю стенную роспись. При этом в храме никогда не прекращались Богослужения, на которые, как и прежде, стекается много народу. Бог давал силы и здоровье настоятелю храма, а он в ответ начал новый этап благоустройства храма: в честь 2000-летия Рождества Христова установили гранитный памятный Крест, выложили двор тротуарной плиткой, перекрыли крышу, на сей раз медью, купола — булатом. Кресты тоже сменили на булатные.
Конечно, все это можно было сделать только благодаря помощи прихожан, благодетелей. Настоятель СвятоНиколаевского храма выражает особую благодарность женщинам православной общины, и не только за тот труд, который они вложили в благоустройство храма.
Батюшка считает, что вера наша православная и Церковь выстояли благодаря женщинам. В годы ВОВ они стояли в храмах, вымаливая со священством победу, в годы атеизма они все равно шли в храм, крестили детей, освящали пасхи. Они несут послушание в свечных лавках, храмах. Они все воспринимают сердцем, которое их не подводит. Все эти годы были с батюшкой рядом родители старосты храма Николая Васильченко, супруги Юрий и Людмила Рубан, Александр Яценко, Виктор Сарников, Петр Мироненко, Федор Нагорый и все члены приходского совета. Низкий им поклон и огромное спасибо!
— Батюшка, что вы пожелаете людям?
— Я постоянно людям напоминаю: люди, помните, в году 52 воскресения, и каждое из них почитайте как святой день. Придите в церковь, воздайте хвалу Господу нашему, святым, Матери Божьей Богородице. Помолитесь. Помолитесь о детях, чтобы Господь послал мир и спокойствие. Мое пожелание, чтобы верили и не сомневались.
За последние годы в нашем городе открылись десятки храмов. Но многие макеевчане продолжают ездить в этот храм, чувствуя в нем, во всем устройстве этого места особую благодать Божию. Начался новый век в жизни храма. Все так же светит солнце, тишина, покой, пасется стадо, косят траву. И вроде не было этого долгого, такого жестокого и такого отрадного для храма и его настоятеля, ушедшего века.