В объективе - православная Макеевка - Свято-Троицкий храм
Туда! За Дон!
Настало время!
Надежда наша - Бог и меч!
Сразим монголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь на коне, гремел
И, в помощь Бога призывая,
Врагу навстечу полетел...
Эти строки из «Думы» Кондратия Рылеева, как и многие другие, прославляющие русских воинов, Дмитрия Донского, святого Сергия Радонежского, звучали на уроках мужества, за «круглым столом» в брейн-рингах, на конкурсах, научной конференции и других мероприятиях, посвященных Куликовской битве, 625-летие которой широко отмечалось в нашем городе и других городах области осенью 2005 года.
Как было сказано на международной конференции, «пришло время собирать камни для того единственного храма, который каждый православный человек должен создать в душе во имя Христово». И как продолжение этой работы - конкурс «Православные краеведы», в рамках молодёжного движения «Хранители истоков». В основе конкурса лежала необходимость изучения подлинной истории нашего края и важной составной части ее — истории Церкви. Православная программа «Благовест», которая активно освещала все проводившиеся в течение осени мероприятия, включилась в эту работу.
Как первый результат — история Свято-Троицкой церкви, одной из десяти старинных церквей нашего города. Некоторые из них живы до сих пор, другие исчезли навсегда, третьи — умирали и возрождались, как птица Феникс из пепла. Именно такова судьба Свято-Троицкого храма, жизнь которому, как ни удивительно, подарил Свято-Георгиевский собор.
...История Свято-Троицкой церкви началась столетие назад, в 1907 году. В ведомости о церкви Молитвенного Всех Святых Дома поселения Дмитриевского, Таганрогского округа, Макеевского Благочиния за 1911 год в 22-м пункте есть запись: «Во второй половине 1907 года открыт комитет по постройке нового храма в посёлке Дмитриевском. Председателем его состоит священник Платон Евфимьев. В 1911 году поступила в приход сумма 1758 рублей 47 копеек». Сам молитвенный дом находился в районе нынешнего парка «Пионерский». Когда был разрушен — неизвестно.
А вот что касается строительства Свято-Троицкого храма, об этом рассказывает Татьяна Шарафан, заместитель директора краеведческого музея по научной работе. Область ее научных исследований — история Макеевки в дореволюционный период.
«До революции владельцем посёлка, равно как и земель, на которых находился храм, являлось Анонимное Общество «Русский горный и металлургический «Унион», образованное в 1910 году. Преобразование Дмитриевского в город руководство «Униона» восприняло крайне негативно, так как с этим были связаны отчуждение угленосных земель в пользу будущего города, потеря прибыли от эксплуатации посёлка и дополнительные налоги, которые предприятие должно было платить в городскую казну на «общественное благоустройство». Поэтому «Унион» приложил максимум усилий, как сказано в одном из документов, «задействовал всех и вся», чтобы не допустить изменения статуса поселения.
Исход тяжбы предугадать несложно. «Ввиду отсутствия общественной пользы» в организации нового города было отказано. Но деятельность Общества по благоустройству посёлка Дмитриевского не прошла даром, она принесла свои плоды. Так, «Унион» в срочном, «пожарном» порядке организовал в посёлке пожарную команду. Разрешил жителям лечиться в своих больницах за умеренную плату и под воздействием общественного мнения, наконец-то, изменил своё отношение к строящемуся в Дмитриевском православному собору во имя Святой Троицы, средства на который начали собирать ещё в 1907 году. И если ранее «Унион» не принимал участия в строительстве храма, считая вполне достаточным для нужд жителей поселка небольшой Всесвятской церкви, то под угрозой отчуждения земель проявил завидное рвение: выделил на достройку собора 30 тысяч рублей, предоставил недостающие строительные материалы и даже проложил водопровод от реки Калиновой к новостройке, чтобы обеспечить ее бесперебойной подачей воды. Помощь, оказанная «Унионом», позволила быстро достроить храм и уже в следующем, 1914 году освятить его и начать проводить богослужения».
Свято-Троицкий собор был действующим до 1928 года.
В 1928 году его закрыли. Поводом к закрытию послужило сообщение наркома тяжелой промышленности о росте пьянства в городе Макеевке. В процессе обсуждения этого заявления на городском собрании в качестве причины пьянства было названо отсутствие мест культурного отдыха трудящихся, в связи с чем руководство города принимает решение о закрытии собора и организации в его помещении Дворца культуры имени Ленина. Здание собора в новом качестве, как Дворец культуры, просуществовало где-то до 1939 года. Во время реконструкции центральной части города собор был разрушен окончательно — взорван.
Вспоминает Семен Иосифович Высоковский (бывший директор ОШ №4).
— Мне тогда было 9 лет. Мы с мальчишками пропадали возле храма. Говорили, что там есть подземные ходы, много сокровищ. А много ли детям надо, чтобы пове рить? И вот приходим к храму, а там ...груды обломков.
Я прибежал домой (жили рядом с НШ №5) и кричу: «Вы чего спите? Храм перевёрнут вверх ногами!» Местные власти разрешили разбирать его населению на хозяйственные нужды. Сотни людей сидели на обломках и старались выбивать кирпичи. Но это было трудно сделать. Соединенные белыми швами, они не поддавались ни молоткам, ни зубилам. Говорили, что раствор замешан был при строительстве храма на яичных белках.
Площадь всё же очистили. Зеленстрою дали задание: оформить на этом месте «цветочные часы». И так было вплоть до войны. А затем, в 1944 году поставили обелиск воинам-освободителям. Здесь же, в сквере, помню, поближе ко Дворцу пионеров (стоял на месте ТЮЗа), была могила солдатам, погибшим в годы гражданской войны от рук деникинцев.
В 1946 году при реконструкции центра города останки этих солдат перезахоронили в общую солдатскую могилу, установив обелиск Славы, где долгие годы горел Вечный огонь.
Итак, в 1914 году был построен Свято-Троицкий храм, в 1928 году закрыт, а в 1939 году разрушен. Начинается Великая Отечественная война. На территории оккупированной Макеевки открывается Свято-Троицкая церковь в здании теперешнего Укрсоцбанка. Вспоминает Ида Анатольевна Паршикова:
- На первом этаже теперешнего банка, в большой комнате направо, проходили службы, пел хор, крестили на втором этаже. На балконе установлен был колокол. Здесь крестили братика моей подружки Аллы Мельниченко — Виктора. Здесь причащались. Святили пасхи. Может быть потому, что я была маленькой, пасхи казались большими, как вёдра. А после освобождения Макеевки под церковь выделяют помещение, где сейчас находится фабрика спецодежды, наискосок от стоматологии. Моя мама была учителем, на Пасху учителей заставляли дежурить в храмах, следить, чтобы не приходили школьники. Рядом с мамой крутилась и я.
В 1955 году в Макеевку вместе с женой, студенткой Одесского педагогического института, приезжает Петр Деснов. Его, выпускника Одесской духовной семинарии, направляют священником в Свято-Троицкую церковь. Петр Деснов, ныне священнослужитель СвятоСерафимовского храма, вспоминает, что настоятелем Свято-Троицкого храма в то время был благочинный отец Леонид Пирский, диаконом — отец Тихон Бондаренко, третьим священником — Семион Воронин, четвёртым священником стал Петр Деснов.
- Да, я помню этот храм, - рассказывает Зинаида Николаевна Дикая (бывший директор ОШ №11). - Помню эту церковь. Я приходила сюда с мамой. Она стояла так необычно - входом на угол, как бы срезана. А сама внутри зданий. Деревянные ступени вели вверх.
Внутри много икон, деревянный пол, прохладно. Много людей. Для меня, ребёнка, все это было необычно, загадочно, красиво. Вот здесь, - Зинаида Николаевна показывает место, где стоял храм (наискосок от стоматологии, в здании «Спецодежды»).
В 1957 году городские власти находят, что в церкви в аварийном состоянии находится потолок. Как вспоминает протоиерей Петр Деснов, прихожане, священники своими силами отремонтировали потолок, в храме шли службы, всегда было много людей. Но прошел год, и церковь всеравно закрывают. Это было в 1958 году. Церковную утварь Свято-Троицкой церкви передают в Свято-Казанскую церковь. Казалось, - все: 33 года о Свято-Троицком храме ничего не было слышно.
И вот мы в городском архиве. Начальник архива Валентина Ивановна Прихожаева любезно предоставляет нам копии документов, которые рассказывают об истории строительства Свято-Георгиевского собора, а вместе с ним и Свято-Троицкой церкви. Вот как это было.
22 октября 1991 года. При председателе исполкома Макеевского городского совета проводится встреча-совещание по вопросу ознаменования в городе 50-летия Победы над фашизмом.
И уже 29 октября 1993 года тогда ещё протоиерей Вячеслав Филатов (ныне настоятель Свято-Георгиевского собора, архимандрит Варнава) ходатайствует о проведении крестного хода от Свято-Казанского храма до сквера им. Капустина, к месту закладки камня под строительство Свято-Георгиевского собора.
2 ноября 1993 года получено разрешение.
Закладка камня состоялась. Строительство храма взял на себя трест «Макеевшахтострой».
Начинается строительство храма. Но где же людям молиться? Ведь нужно намаливать это место, тогда и строительство будет идти успешно, да и членам общины будущего собора нужно помещение для совершения церковных служб. И тогда на приём к Владимиру Жукову приходит Галина Халдеева, сотрудник городского спорткомитета.
Мы встретились с Владимиром Жуковым. Такой же энергичный, общительный, он тут же вспомнил Галину Халдееву.
- Да, помню. Мы с нею много сделали для развития спорта в городе. А когда она пришла с просьбой выделить помещение для совершения церковных богослужений, конечно, я поддержал в ее лице просьбу православной общины, и было решено выделить здание рядом с Собором, бывший обувной участок №4 производственно-коммерческого центра «Макбытуслуги».
Свято-Троицкий храм. Идут службы, крестят вновь родившихся и отпевают усопших, а рядом строится храм, всё выше и выше возносятся его стены. Сейчас в бывшем здании Свято-Троицкого храма оборудована прекрасная воскресная школа, а сам храм разместился в цокольном помещении Свято-Георгиевского собора.
Выполненный в византийском стиле, он, наконец, нашёл покой под защитой Свято-Георгиевского Собора.
Здесь уютно, тепло, тихо, и только по субботам и воскресеньям шумно: молодые семьи приносят новорожденных для совершения Таинства Крещения. На вопрос, почему именно в Свято-Троицком находится крестильная, настоятель собора архимандрит Варнава (ныне епископ Макеевский, викарий Донецкой епархии) ответил: «Храм пережил трудную судьбу, но выжил и выстоял, хоть и не в том, первоначальном виде. Пусть и новорожденные, принимая здесь Таинство Крещения, будут в жизни выносливыми, терпеливыми, будут верить, что Господь никогда не оставит их».
При взгляде на это красивое, необычное помещение Свято-Троицкого храма, пережившего такую трудную судьбу, но сохранившего своё имя, кажется, что он говорит с Богом словами Иоанна Кронштадского:
«Сколько раз смерть вступала в моё сердце, сообщая начатки свои и телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавил меня, помиловал милостью несказанною, оживотворил меня. О, какою благодарностью ко Господу должно быть исполнено сердце моё».