В объективе - православная Макеевка - храм святых равноап. Кирилла и Мефодия
Избраннии от Царя сил Господа Иисуса во апостоли языком словенским, Мефодие и Кирилле богомудрии, песнъми восхваляем вас, предстателей наших; вы же, яко имущии дерзновение ко Господу, от всяких нас напастей предстательством вашим свободите, зовущих: Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.
«Церковно-славянский язык — возвышенный язык для беседы с Богом».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Прежде, чем говорить о подвиге равноапостольных Кирилла и Мефодия, посмотрим, что предшествовало возможности появления на Руси церковно-славянского языка.
14 июля 866 года. Русский флот, опустошив побережье Черного моря, вошел в Босфорский пролив и начал угрожать Константинополю. Узнав об этом, император Михаил III остановил свой арабский поход и вернулся в столицу.
Святой Патриарх Византийский Фотий призвал народ слезами омыть грехи и прибегнуть к заступничеству Божией Матери. После соборной молитвы и всеобщего покаяния, риза Божьей Матери, хранившаяся еще с V века во Влахернском соборе, была обнесена по всей стене города и опущена в воды пролива. Как гласит предание, налетела внезапная буря, и половина русского флота была потоплена в водах залива. Киевляне отступили. А князь Аскольд, пораженный увиденным чудом, принял крещение с именем Николай.
IX-ый век по Рождеству Христову можно считать временем основания Русской Церкви. В Киев, по просьбе Аскольда, был назначен Епископ. В 868 году в Византийской хронике появились записи о том, что в варяжском стольном граде Киеве учреждена архиерейская кафедра.
Это историческое время можно считать временем основания государства под названием Русь, когда под властью Киевского князя объединились славянские племена, а Киев получил статус политического, религиозного и культурного центра.
В это же время Великий князь Моравии (Чехия) Ростислав, обращается с просьбой к императору Византии Михаилу III и Патриарху Фотию с просьбой прислать ученых монахов, чтобы вести службу в местных храмах на славянском языке. Выбор императора падает на молодого Константина — философа, прозванного так за блестящий ум, великолепную образованность, знание языков и множество побед в богословских дискуссиях с иудеями и мусульманами. Позже он примет монашество с именем Кирилл. Он-то и создает славянскую азбуку, необходимую для перевода Евангелия, Апостола, Псалтири, Патерика и других богослужебных книг.
Азбука состояла из 38 букв; 24 из них были взяты из греческого алфавита, 14 из славянской речи. На этом языке не говорили в миру. Этим языком пользовались во время службы церковной, только для перевода Святого Писания, только для проповеди письменной: поучений, наставлений. Этот язык был создан изначально как сакральный.
Помогает Кириллу в этом старший брат Мефодий, который к этому времени, сделав блестящую военную карьеру, уходит в монахи, став игуменом монастыря.
В истории создания славянской письменности ученых поражает два обстоятельства: письменность фактически была создана одним человеком — св. Кириллом и в очень короткие сроки. В то время как над переводом Святого Писания с еврейского на греческий язык работали 70 ученых мужей и на протяжении нескольких десятков лет, Церковно-славянский язык создан в одночасье.
Но это не удивляет летописцев, они прямо пишут, что Кирилл, прежде чем приступить к труду над письменностью, наложил на себя 40 дней молитв и поста, и письмена ему были открыты Богом.
Но мало кто знает, что пришлось пережить братьям за свои труды. Ведь в то время богослужения могли проводиться только на трех языках: еврейском, греческом и латинском (на этих языках была сделана надпись на кресте Спасителя - IНЦI - Иисус Назаретянин Царь Иудейский) - трудных для понимания простым людям. И, конечно, это вызвало бурю протеста епископов, совершавших в моравских церквах богослужения на латинском языке. На святых началось гонение. Мефодий был брошен на 2 года в тюрьму. Даже после смерти братьев продолжалось гонение на их учеников.
И уже в Болгарии, принявшей христианство, ученик Кирилла и Мефодия — Климент Охридский (кстати, в честь которого в нашем городе будет возведен храм) с помощью учеников завершает начатое дело.
Кириллица вместе с христианством приходит и в Киевскую Русь, а вместе с нею и свет Христов — «Вначале было Слово».
В 1863 году установлен День славянской культуры и письменности. 24 мая - день памяти двух подвижников, посвятивших жизнь просвещению, св. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Этот день - престольный праздник для храма, названого в честь этих святых. Он воздвигнут рядом с учебными корпусами Донецкой Национальной Академии строительства и архитектуры (ДонНАСА). В прошлом, 2009 году исполнилось 10 лет со дня освящения храма.
А история храма началась немного раньше, в 1997 году.
Настоятель Свято-Георгиевского собора архимандрит Варнава с Владыкой Иларионом ехали в Донецк. Стали на светофоре, остановка «МИСИ». Тогда еще не было строений вдоль трассы. Вдалеке были видны корпуса института, перед ними большое поле. Обращаясь к архимандриту Варнаве, Владыка Иларион сказал: «Неплохо было бы молодежь привлекать к Богу. Храм здесь нужен».
И уже 17 марта 1998 года освящали место под строительство храма, благо, одна из Донецких фирм жертвовала для области несколько модульных храмов (временных).
Когда 1-го мая 1998 года концерн «Энерго» приступил к земляным работам, оказалось, что к поверхности земли близко подходят подземные воды. Было принято решение — возвести металлические конструкции и уже на них класть фундамент. Так началось строительство монументального здания. Одновременно строился домик для священника. В нем и прошла первая Литургия — на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В доме венчали, крестили. А храм поднимался все выше и выше.
В ноябре 1998 года возвели стены, установили купола, кресты и встречали уже в храме Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Одесского и Измаильского Агафангела. Часто приезжал Владыка Иларион, посмотреть, как продвигается работа. Посетил храм и Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей. Часто любил заезжать в храм схиархимандрит Зосима (Сокур), наместник Свято-Никольской обители, духовный наставник настоятеля храма отца Андрея Гриненко и его чад.
Видно, такая Божья благодать воцарилась на этом месте, такое покровительство самой Пресвятой Богородицы, считает отец Андрей, что все значимые события в жизни храма приходились на праздники, связанные с житием Божией Матери: возведение куполов, крестов, установка колоколов, как и первая служба.
Может, поэтому уже 24 мая 1999 года Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в сослужении настоятеля храма протоиерея Андрея Гриненко, архимандрита Варнавы (Филатова), настоятеля Свято-Георгиевского собора, протоиерея Петра Устименко, благочинного Донецкого округа, благочинного Макеевского округа архимандрита Панкратия (Нелюбова), совершают чин освящения храма. Храма, в котором предполагалась вмещаемость сто человек, а слова правящего Архиерея слушали триста макеевчан и гостей.
- Всему священному собору, благочестивым строителям, благоукрасителям, жертвователям святого храма сего, всем труждающимся, поющим, предстоящим и молящимся, и всем православным христианам подаж де Господи, мир, тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение и сохрани их на многая лета!
Крепкий, надежный, вместительный, утопающий в цветах — он стал жемчужиной, привлекающей не только студенческую молодежь, но и жителей прилегающих районов, проезжающих и приезжающих. Храм продолжает благоустраиваться.
К 2000-летию от Рождества Христова он был расписан. Расписывала бригада художников под руководством Сергея Кучерова, который специально проходил стажировку по овладению мастерством иконописи.
В 2004 году в храме была открыта воскресная школа, бессменным руководителем которой является Галина Калябина.
В 2007 году — к юбилею храм облицован кирпичом. В храме есть вся необходимая алтарная утварь. В храме уютная трапезная, крестильная.
Ранней весной вас удивят своим многоцветьем и благоуханьем гиацинты, затем зацветет примула, сальвия, розы, клематисы, ирисы и до поздней осени запах дикого меда вам будет дарить алиссум. И вся эта красота — дело рук матушки и мамы настоятеля храма. С ранней весны до поздней осени они в цветнике. У них все растет, все благоухает. Может потому, что любовь к людям они переносят ко всему живому.
Приезжайте. Тихий, умиротворенный голос настоятеля, его помощников, какое-то, я бы назвала, нежное пение хора, вызовет в душе чувство огромной благодарности Богу за все, и за этот храм — тоже.
Роса одела в жемчуга цветы.
Первый солнца луч встречая.
Звон колокола в храм зовет.
Нам отворяя двери рая.
Ступаем осторожно на порог.
И замираем от сердцебиенъя,
Такая вдруг находит благодать.
Такое умиротворенье.
Оно во всем:
И в нежном хора пенье,
И в красоте богослуженья,
И в теплоте свечи церковной,
И в красоте его духовной.
Доехать к храму вы сможете любым видом транспорта, идущим в сторону Донецка. Остановка «Студенческая».
24 мая