В объективе - православная Макеевка - женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери
Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианскаго Пресвятой Богородице Деве Марии похвалы приносим мы недостойнии чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих: Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Священномученик Иоанн Восторгов говорил: «Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшую влагу душам жаждущим».
Действительно, разве не испытываете вы душевный трепет, какое-то особое чувство, заставляющее сильнее биться наше сердце при виде монастыря?
Еще издали видны их стены, купола церквей, блестящие на солнце кресты. И вот нашему взору открывается особый, немного таинственный уклад жизни, отношение к миру, друг другу, людям, приходящим и приезжающим сюда, чтобы прикоснуться душой к роднику святости. Посещение обители оставляет глубокий след в душе, для некоторых определяет дальнейший жизненный путь.
Сегодня, как и в минувшие века, люди идут в обители за духовной поддержкой, за наставлениями, потому что, как говорил Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси: «Посещение монастыря — лучший способ приобщения к Православию».
На Руси всегда любили монастыри — духовные оплоты православия. Верующие стремились совершать паломничества в обители, освященные молитвами многих поколений иноков, подвизающихся за наш грешный мир.
В последнее десятилетие паломническое делание возрождается, и свидетельство тому — открытие монастырей на земле Донецкой, в том числе и женского монастыря Касперовской иконы Божьей Матери.
Третий день по Пасхе для монастыря — престольный праздник. В 2008 году насельницы монастыря встретили его в одиннадцатый раз. Престольному празднику и посвящается этот рассказ.
Вот так выглядит монастырь с возвышенного места, сливаясь с тишиной окружающего ландшафта, где до самого горизонта — степной простор, купол неба и парящие птицы.
И хотя здесь не всегда был монастырь, но впечатление такое, что сам Бог определил когда-то это место для вознесения молитв за христианские города и веси, служения миру для его спасения, задолго до того, как здесь поселились люди.
В начале XX века помещик Сарычев выбрал это живописное место для своего имения. После революции в имении устроили санаторий, а в 70-тые — психиатрическую больницу.
Хаос, царивший в стране в годы перестройки, не мог не сказаться и на содержании больных. Нехватка медикаментов, медперсонала, невыплата зарплаты привели к страшной разрухе. Было принято решение о закрытии больницы. Долгое время помещение было бесхозным, приходя еще в большее запустение. Вот тогда-то и было принято решение на этом «выстраданном» месте открыть женский монастырь. 30-го апреля 1997 года при большом стечении духовенства и паломников был открыт женский монастырь в честь Касперовской иконы Божьей Матери.
Достались сестрам полуразрушенные корпуса, непригодные для проживания, печная система отопления, отсутствие водоснабжения, ограды. Как говорят в таких случаях: начинать пришлось в буквальном смысле с нуля.
Первая игуменья монастыря матушка Ксения и первые насельницы не испугались трудностей, ибо сказано: «Зри Бога твердо сердечными очами и во время Его созерцания проси, чего хочешь во имя Христа — и будет тебе». И будет тебе...
Каждый день пребывания в монастыре стал днем воплощения в жизнь их мечты — из этих развалин устроить Богоугодное заведение. Каждый день приносил что-то новое, радостное. Восстановление обители было крайне необходимо и монахиням, и нам, мирянам, ведь все мы больны и душой, и телом, всем нам надо молиться, очищать себя от грехов и болезней.
В 1998 году, в первый день Великого Поста в ворота монастыря вошла пожилая женщина. Игуменьи Ксении не было, ее встретила матушка Гавриила.
- Возьмут меня в монастырь, мне 63 года?
- Если Богу будет угодно, возьмут, — услышала в ответ.
Это была Мария Воропаева, нынешняя игуменья монастыря.
Она родилась в Курске, ей было всего 11 лет, когда в жестоких боях на Курской дуге было сожжено родное село.
Мать, получив похоронку о гибели отца, собрала четверых детей и чтобы не умереть с голоду, выехала в Караганду, к сосланным в 30-е годы родственникам. В Караганде прошла юность Марии, зрелые годы, шахта, завод, замужество. На пенсию вышла в 45 лет и приехала в Макеевку, опять же, к живущим здесь родственникам.
И только когда исполнилось 60, все чаще стали посещать мысли об уходе в монастырь.
Во второе свое посещение беседовала уже с самой игуменьей.
- Что умеешь делать?
— Шить.
- Вот и хорошо, приезжай, работа есть.
На последней неделе Великого Поста, перед Пасхой, игуменья сказала: «Шей себе хитон». Постригли на Петра и Павла, через полгода постригли в схиму, а еще через полтора года стала игуменьей.
Св. Иоанн Кронштадтский призывал: «Принесем любовь к себе в жертву Любви ко Господу, ибо что такое мы сами по себе? Грех, растление». Именно такую жертвенную любовь к Господу, к людям проявляет повседневно игуменья Мария и насельницы монастыря.
Судите сами. В монастыре восстановлены жилые корпуса, где живут сестры, гостиница для приезжающих паломников, устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова. Владыка благословил на строительство храма в честь св.вмч. Варвары, а летний храм в честь Иннокентия Херсонского, который очень почитал Касперовскую икону Божьей Матери и даже написал для нее акафист и тропарь, уже построен и, как большое голубое облако, опустился неподалеку от входа в монастырь.
Есть еще мечта у матушки игуменьи - устроить на территории монастыря Богадельню для пожилых людей, одиноких священнослужителей, заботу о которых возложат на себя насельницы. Здание есть, это шестой корпус, где когда-то находились самые тяжелые больные.
И вот в январе 2008 года монастырь посещает викарий Донецкой епархии, Епископ Макеевский Варнава и мэр города Мальцев. Они приносят радостную весть: впервые в нашем городе на месте шестого корпуса, дома страданий, как ярко выразился Владыка Варнава, будет построен дом радости — Богадельня.
«Что я приношу тебе, Господи, за все блага твои, ими же непрестанно меня ущедряющи? Единую веру мою. Но и вера моя есть Твой же дар; ибо все — Твое, и все мы — Твои».
Немалые силы были приложены для восстановления храма Одигитринской иконы Божьей Матери. Построенный и восстановленный усилиями благодетелей, он вписался в единый комплекс с монастырем, и теперь в нем проходят воскресные службы в честь православных праздников. Завершается роспись храма. Если у вас возникло желание прикоснуться к этой святыне, получить Благодать Божью, приезжайте. От звенящей тишины, напоенного травами воздуха, восходящей к небу молитвы вы перенесетесь в иной мир: мир Духа Святого.
С глубокой верой в Бога, верой, подаренной Богом, живут насельницы по уставу, требующему полной отдачи сил духовных и физических, ибо так принято в монастыре: своим трудом добывать хлеб насущный.
Утром, в 5:30, звон колокола будит насельниц на утреннюю молитву, по окончании которой в 7:00 утра сестры, получив послушание, начинают трудовой день.
Есть здесь золотошвеи. Они реставрируют иконы, расшивая их бисером и золотом. Такие иконы отправляют на выставки православного творчества не только в Донецк, но и в Воронеж, Москву, дарят почетным гостям.
В изостудии сестра Корнелия, окончившая отделение иконописи при Санкт-Петербургской духовной академии, красивыми, изящными мазками возвращает иконам вторую жизнь. На поле, рядом со скитом, пасутся коровы, подаренные самим Владыкой Иларионом, Митрополитом Донецким и Мариупольским, козы, куры, важные цесарки, резвится жеребенок, который родился этой весной; оживает живность в пруду. Все радует глаз, потому что: «Мир, как произведение живого, премудрого Бога, полон жизни: везде и во всем жизнь и премудрость, во всем видим выражение мысли, как в целом, так и во всех частях. Это — настоящая книга, из которой можно, хотя и не так ясно, как из Откровения, учиться Богопознанию».
Повара, просфорницы, огородницы, птичницы, садоводы, а теперь и пасечницы (благодетели подарили два улья). И при всей этой занятости насельницы помнят, что основное предназначение монашества — это постоянное трезвение, сердечное горение, непрестанный труд преодоления своей «самости», нескончаемый подвиг жертвенного служения и любви. И если этого подвига недостает, то внешнее благодеяние теряет свой смысл». (Алексий II Патриарх Московский и всея Руси).
Согласно Уставу, каждый вечер, начиная с 17 часов, совершается крестный ход, и в сумерках звучит Богородничная 150 раз, как это делается в Дивеевском и других монастырях святой Руси. Луна как-то замерла на месте, зацепившись за ветку ели, освещая дорожку идущим или молитве к Заступнице нашей перед Сыном - Спасителем рода человеческого.
Крестный ход совершают сестры и к целебному источнику, который они обустроили, поставили крест, возвели лестницу. И идут и едут сюда люди напиться живой водицы. А испив, легко, радостно дышится и мыслится, и душевный настрой — все иное. А водица, журча, как бы говорит: «Это ты, Господи, послал нам источники в долины; между реками текут (Пс. 103:10).
Весной темнеет рано. И спешат сестры закончить работу до удара колокола, зовущего на трапезу, которую сопровождает духовное чтение. И не хочется уходить, так бы слушал и слушал... Но пора в храм. «Ибо не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах».
В храме Касперовской иконы Божьей Матери продолжается служба, и вы убеждаетесь, что кроме скоротечной мирской жизни с ее обыденностью, есть жизнь высокая, духовная, состоящая в приближении к Божественному, потому что монашеское житие можно охарактеризовать, как жизнь во Христе, со Христом и ради Христа. Следуя за Христом и подражая ему, оно всегда пребывает в слове Спасителя и о законе его размышляет он день и ночь, исполняя его заповеди (Пс. 1,2).
Все затихает... ненадолго... Но затихает ли?
Где-то в келье затепляется лампада, мерцает свеча и ... продолжается молитва, ибо «... не заснешь, пока не выплачешь своего греха пред Богом».
7 апреля