В объективе - православная Макеевка - храм Покрова Пресвятой Богородицы
Нижняя Крынка. Одно из живописнейших мест нашего города. Окружённый с трёх сторон водоёмом, с парящими чайками, утопая в зелени, будто нарисованный на картинке, сверкая золотым куполом, стоит этот храм. Прекрасный в любое время года. Нельзя сказать, что это старинный храм. Ему пошёл всего седьмой десяток.
Читаем купчую на домик под храм, датированную 1946-ым годом.
Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны Нижне-Крынский Поссовет в лице председателя Поссовета Марцышина Андрея Михайловича, с другой стороны церковная община Покровского прихода в посёлке Нижняя Крынка, в лице уполномоченных общины церковного старосты Цыганова Матвея Филлиповича, церковного казначея Лазаренко Игната Степановича, члена ревкомиссии церкви Резникова Луки Егоровича и священника церкви Наконечного Трофима Васильевича, заключили настоящую сделку (купчую) на покупку и продажу домостроения.
Во дворе имеется колодезь, выложенный камнем, с питьевой водой.
Дом расположен на восточной стороне посёлка. С восточной, северной и южной стороны отчужден Ханжонковской плотиной Донбассводтреста. Один экземпляр-уполномоченному по делам русской церкви (фамилии нет), другой — Правящему Епархией Епископу (фамилии нет).
Купила церковная община.
Подписи представителей общины.
Священник церкви Тимофей Наконечный (подпись).
Православная община, священник церкви. Где они были до сих пор? Где молились, совершали требы? И, что самое интересное, в Свято-Покровском храме на стенах висят иконы Свято-Митрофановского храма, разрушенного в 1936 году. Нам их показал ещё в 2008 году теперешний настоятель храма отец Дмитрий.
Они были все пронумерованы. Под № 28 хранилась икона святителя Митрофана Воронежского. И тогда, стоя втроём в храме, (с нами был и батюшка Валерий Лупан, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского) мы предположили, что, возможно, после разрушения храма свт. Митрофана Воронежского члены его православной общины спасли имущество храма и эти долгие 10 лет (с 1936 по 1946 гг.) хранили его.
Возможно, в годы войны или сразу после освобождения Макеевки, они в каком-то помещении организовали православную общину, назвав её уже в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в благодарность Царице Небесной за то, что пережили лихолетье, остались живы. И уже в 1946 году покупают новое, постоянное помещение для церкви, куда переносят сохраненное имущество Свято-Митрофановского храма.
Благодать святого Духа здесь во всем. В месте, где он расположился, в приветливости жителей, в его благоустройстве.
Как рассказал нам местный житель, на праздник Крещения Господня люди стояли возле колодца, набирали воду. Вдруг прилетел голубь, сел на сруб и смотрит, долго так сидел, чуть не слетел в колодец. Его подхватили, накормили и как-то не заметили, куда он делся.
В день праздника жен-мироносиц мы вновь приехали в храм. Отец Дмитрий готовился к таинству Крещения, матушка Елена гостеприимно показывала нам хозяйство храма. Ухоженный двор, разбили несколько клумб. Батюшка мечтает о розарии. Висят колокола. А батюшка думает, как бы построить колокольню, высокую, с куполом, чтобы была видна на всю округу. На праздник собирается много людей. Хотелось бы расширить двор. Место для этого есть. Мы вышли в калиточку за храмом и ...ахнули. Храм стоит на высоком берегу, а внизу река, кажется, рукой подать. Всё цветёт: абрикос, вишни и рядом свободная площадка. Вот на ней и мечтает батюшка возвести колокольню. Да и спуск к реке нужно благоустроить. Во дворе заложили фундамент под поклонный крест, уже и камень для Голгофы есть.
А ещё, а ещё.... И, наверное, как в каждом храме не бывает у настоятеля такого дня, когда бы он сказал «вот и всё сделано». Всё время хочется что- то достроить, благоукрасить, возвести. А как по-другому? Во все времена надежда на покров и защиту Богоматери служила и для наших предков и для нас самым верным ограждением от уныния и отчаяния, окрыляла молитвенный дух, и помощь свыше всегда являлась благовременно. О том много свидетельств в истории нашего народа. Но мы вспомним одно из них.
В конце XIV века по Рождеству Христову в глубине Азии Тамерлан, успевший соединить многочисленные татарские племена в одно громадное полчище, решил покорить мир. Под напором диких выходцев азиатских степей не могло устоять ни одно государство.
С отчаянием и надеждой поэт пишет об этом времени:
Сроки страшные близятся
Скоро станет тесно от свежих могил
Ждите глада, и труса, и мора
и затменъя небесных светил.
Только нашей земли не разденет
на потеху себе супостат.
Богородица белый расстелет
над скорбями великими плат.
Тамерлан, названный современниками бичом Божиим, подвигался всё более и более к Европе и прежде всего обратил свой хищнический взор на отечество наше. В 1395 году он вступил в пределы России с целью покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага, уже достигшего берегов Дона и ознаменовавшего свой путь кровью и опустошением русских городов и селений. Великий князь Московский Василий Дмитриевич выступил со своим многочисленным войском навстречу врагу и остановился на берегу Оки близ Коломны. Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно, ожидал спасения от Господа, пребывая с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия вражия.
Во всем Московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах, совершая молебствия о князе и его воинстве. Наступивший пост перед праздником Успения Божьей Матери был посвящён самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию для умилостивления гнева Божия. Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые многочастно являемы были отечеству нашему заступлением Богоматери, защитницы рода христианского.
В то время в пределах Московского государства, в городе Владимире, была чудотворная икона Божией матери, писанная по преданию, евангелистом Лукою и прославленная многими чудодейственными знамениями. По воле великого князя и митрополита московского Киприана для ограждения от угрожающего бедствия и утешения скорбящих граждан столичного града эта чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву. Перед стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Куч ковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами. Все молились со слезами и падали на колени, не переставая взывать: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую».
В тот же самый день, когда совершалась эта умилительная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, при достижении уже цели своего отдалённого похода и к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать.
Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был побуждён к столь поспешному отступлению грозным видением ему Божией Матери в виде жены, окружённой толпами молниеносных воинов, преградивших Тамерлану путь.
Современные историки приводят другие причины отступления Тамерлана от Москвы. Но какие бы ни были причины бегства Тамерлана из России, благочестивые предки наши признавали в этом событии непосредственное действие державного Промысла Божия, молитвой и заступлением Богоматери проявившей свою спасительную силу к ограждению веры православной в отечестве нашем.
Так всегда смотрели на это событие и последующие потомки русских, свято хранившие благодарную память о чудесном избавлении своего отечества. Ныне, по истечении многих столетий, это явление милости Божией столь же живо сохраняется в воспоминании нашем, ежегодно оживляемом церковным торжеством крестного хода (26 августа/8 сентября).
И вот звонок батюшки: «Завтра освящаем крест».
20 июня 2010 года благочинный Свято-Казанского округа, настоятель Свято-Казанского храма, архимандрит Панкратий (Нелюбов) совершает чин освящения креста в сослужении настоятеля храма отца Дмитрия Васильева, настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского, батюшки Валерия Лупана.
И как всегда с душевной и проникновенной проповедью обращается к присутствующим архимандрит Панкратий Нелюбов.
— Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры и возлюбленный отец настоятель и сослужитель отец Валерий собрались в этот святой храм Покрова пресвятой Владычицы нашей Приснодевы Марии по окончании воскресной службы.
В дни первоверховных апостолов Петра и Павла мы молились и испрашивали у Бога благословения Покрова Царицы Небесной, святых молитв на поприще поста первоверховных апостолов Петра и Павла. И сегодня многие во всех святых храмах говеют, причащаются и благодарят Бога, что Господь сподобил их святого причастия.
Усугубляя сегодняшний день, вы любовью своей к храму Божьему, усердием своим воздвигли здесь ныне освящённый нами животворящий крест Господень. Мы должны воспринять своим сердцем главное событие, что вы, прихожане этого святого храма, своею верою и своею любовью к Богу, к храму Божиему, своим старанием и заботой соорудили, и утвердили, и освятили этот крест — символ Победы и Славы Церкви.
Вы будете теперь поклоняться этому кресту, который будет служить напоминанием вам того крестного пути, который Господь взял на себя ради рода человеческого.
И мы в этот святой день воскресный благодарим Бога, что Господь умудрил людей, которые трудятся в этом храме, даровал им силы для воздвижения этого креста и по молитвам святой Матери Церкви ныне освящён. Это уже святыня, которая благословит невидимой своей силою, знамением силы Божией, всякого, входящего в этот святой двор этого святого храма.
И вы, когда будете приходить в этот святой храм, подойдите, поклонитесь, помолитесь, войдите в храм, соучаствуйте в молитве сердцем своим в Богослужении, выйдите из храма, поклонитесь Кресту животворящему и с миром и любовью, и крестоношением своего христианского призвания идите туда, где вы несёте земное послушание, домой, славя Господа и заботясь о Матери нашей Церкви земной своей любовью и попечением.
Храни вас всех Господь. И прикладываясь ко кресту, мы верим, что, как тает воск от лица огня, так да погибнут и враги спасения нашего «от лица всех любящих Бога и знаменующихся крестным знамением...»