Неопятидесятничество: вирус в христианстве - - История «Живой веры»
Харизматическая община «Живая вера» («Слово Жизни – с 1998 г.) существует в г. Ноябрьске уже 13 лет. Ее нынешний пастор, Сергей Зуев до этого был новообращеннцый отделенной церкви ЕХБ. Работая на трассе сварщиком и проживая с женой и дочерью в фенольной деревяшке, Зуев осознал, что у баптистов он не сделает ни карьеры, ни финансового преуспевания, т.к. данная деноминация исповедует смирение, скромность в средствах и поступках, пренебрежение к богатству и карьеризму.
И вот по России покатилась волна рождения новых, харизматических церквей псевдопятидесятнического толка. Пятидесятники (христиане веры евангельской) известны в России еще с XIX века, но, преимущественно, они были распространены в Белоруссии и Западной Украине. Единственное, что их сближает с харизматами – это глоссолалия (говорение на неведомых языках) и ревнование о дарах Святого Духа. В остальном харизматы резко отличаются от евангельских христиан, несмотря даже на то, что они представляются как «христиане полного евангелия»), неизменной чертой которых являлось и является сильное эмоциональное возбуждение, сопровождающее собрания верующих.
Своей главенствующей целью харизматы ставили именно то, в чем испытывал нужду будущий пастор «Живой веры»: личное процветание и неограниченная власть «от Бога».
В 1992 году Зуев вместе с женой после нелицеприятного разговора отходят от баптистов, которые в свою очередь отлучают их от церкви ЕХБ за ересь, основываясь на месте из Святого Писания:
«Еретика (т.е. исповедующего иное учение), после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что такой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.З:10-11).
То есть, братья-баптисты не сомневались в том, что, как и Иуде Искариоту, предавшему Христа, так и в сердце Сергея Зуева и его жене дьявол вложил порочные мысли о богатстве и власти (ср. с Иоанн.13:2 и Деян.5:3). Зуев находит в среде баптистской общины единомышленников и небольшой группой они закладывают основание будущей «Живой веры», проводя собрания с разбором Библии на дому друг у друга. Зуева единогласно избирают пастором пока еще не существующей церкви.
Осенью 1992 года 7 человек во главе с Зуевым уезжают в г. Абакан для обучения в библейской школе харизматической «Церкви прославления», основанной в 1989 году. Пастором новоявленной общины на это время становится жизнерадостный, оптимистичный и участливый человек, так же до этого окончивший библейские курсы в харизматической школе г. Тарту (Эстония). Под его началом община начинает бурно расти и проводить широкую проповедническую деятельность в Ноябрьске.
В июне 1993 года община по числу прихожан уравнивается с церковью ЕХБ и в ней происходит передача власти: Зуев становится пастором «Живой веры». С тех пор дата 1 июля 1993 года считается днем рождения этой общины.
Постепенно Зуев начинает обогащаться; он полностью уходит в пасторскую деятельность, оставив мирскую работу. Источником существования его семьи становится сама церковь, денежные и материальные пожертвования прихожан (именуемые здесь «благословениями»).
В церкви появляется штат офисных работников и бухгалтерия, пастору и его жене Наталье назначается довольно высокая по тому времени «зарплата» – 7 000 рублей. Зуевы обзаводятся новой капитальной квартирой в центре города. В семье у них рождается второй ребенок и пасторы (по учению харизматов жена разделяет с мужем его пасторскую власть) берут себе домашнюю прислугу из числа своих прихожан – нянек, гувернанток, поваров, водителя.
В обычай начинают входить подарки пасторам (Зуевым) – престижная машина, «навороченный» ноутбук, дорогостоящая одежда и бижутерия, изделия из золота и т.п. – причем не только раз в году на дни рождения, а куда чаще.
Учащаются служебные командировки и поездки семьи пастора по России и зарубежью. В церковь привлекаются хорошо обеспеченные и влиятельные люди из структур бизнеса и власти, которым предоставляются руководящие посты, несмотря на их младенческий христианский стаж. В явный противовес Св. Писанию, говорящему: «но епископ (т.е. руководящее лицо церкви)... не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (1 Тим 3:6).
В 1996 году община за свой счет покупает для Зуевых 4-хкомнатную квартиру в центре города, где силами тех же прихожан делается евроремонт. Кстати, труд эксплуатируемых пастором людей зачастую не оплачивался, равно как и строительство двух зданий «Живой веры» (одно из которых впоследствии было сожжено) – все делалось безвозмездно.
Еще через 4 года лидеры «Живой веры» (теперь уже «Слова жизни»), своего рода элита среди верующих решают сделать пастору очередной подарок – крутой японский автомобиль для всей пасторской семьи, какого еще нет в городе – при всем том, что у Зуевых уже есть не менее дорогостоящая машина.
А спустя еще 3 года Зуев едет в США якобы с проповедническими целями и вслед за этим, в 2004 году оставляет церковь и переселяется на постоянное жительство в Москву вместе со штатом своих помощников, явно преследуя личные интересы, а не интересы своей общины и тем более – Бога.
Само собой, что вся деятельность карьериста Зуева и его благосостояние оплачивались из многочисленных карманов прихожан, которым категорически, под страхом отлучения запрещалось критиковать и выражать недовольство пастором и его ставленниками.
Не говоря уже о том, что на собраниях общины пожертвования собирались по 2-3 раза за одно служение под психологическим давлением лидеров, а так же о вопиющих грубостях жены пастора как в общении с отдельными верующими, так и в ее «обличительных» проповедях с кафедры (для Натальи большинство прихожан было чем-то сродни быдлу).
Отношения Зуева с прихожанами никогда не были близкими, но скорее – неприязненными и обременительными, отдаленными на дистанцию неприкасаемости.
Можно ли назвать Зуева пастором, а «Живую веру» – христианской церковью? Однозначно, нет. Это – пародия, над которой хочется рыдать. Ведь, фактически, Зуев – наемник, а его община – сборище сатанинское. (Откр. 2:9; 3:9).
Вывеска же «пятидесятники» рассчитана на духовную неграмотность населения – в Ноябрьске нет и никогда не было пятидесятнической общины. А харизматы – отнюдь далеко не пятидесятники и даже не христиане вообще.
Я сам лично состоял в данной секте с осени 1992 по декабрь 2003 г. Много нелицеприятных событий прошло передо мной и многого не расскажешь. Много ран и незаслуженных огорчений причинено и мне, и тем другим, кого уже нет в той общине. Много судеб переломала, перемолола дьявольская мельница секты. А сколько еще будет жертв, искалеченных «Живой верой»?
Одному Богу известно.
Бывший «живоверец» Сергей Бакланов
Примечание составителей: данный текст передан его автором лично в руки игумену Анатолию (Берестову) в один из его визитов в город Ноябрьск в 2007 г.