Неопятидесятничество: вирус в христианстве - - Этап второй: «Замена» личности
Замена состоит в навязывании человеку личности, обладающей новым набором поведенческих схем, эмоциональных реакций и мыслей, которая должна заполнить пустоту, образовавшуюся в результате разрушения «старой» личности с ее прежней системой представлений. «Надевание» новой личности происходит не только во время семинаров и отправления ритуалов, которые призваны заниматься формальной индоктринацией, но и в процессе неформального общения с членами группы, чтения, прослушивания компакт-дисков и просмотра видеокассет. На этапе замены успешно используются те же техники, которые применялись на первом этапе размораживания.
В данном случае внимание слушателей фокусируют на определенных темах, к которым постоянно возвращаются. Вербуемым рассказывают, что мир ужасен и обычные невежественные люди даже не представляют, что его можно сделать прекрасным. Их невежество связано с тем, что они не знают нового «учения», которое принес с собой лидер. Это «учение» – единственная надежда на вечное блаженство. Вербуемым внушают, что они могут познать «новую истину», но им мешает «прежняя» личность, «рациональный» ум и система устаревших представлений, которые не дают им возможности совершить фантастический прорыв в будущее. Их призывают сдаться, прекратить сопротивление, освободиться, поверить.
Поначалу эти призывы звучат сдержанно и ненавязчиво, затем становятся все откровеннее и настойчивее. В них появляется пафос и убедительность. Материал, на основе которого формируется новая личность, выдается постепенно, с той скоростью, с какой он может быть усвоен. Людям рассказывают только то, что они в состоянии воспринимать на данном этапе.
Как грудного ребенка нельзя кормить сосисками, потому что он их не в состоянии переварить, так и духовного неофита нельзя кормить идеологическим продуктом, который он пока не может усвоить. Как говорится, всему свое время.
В современных культовых новообразованиях последователей инструктируют спрашивать у Бога, что эти люди должны для Него сделать. Чтобы узнать Божью волю, они вынуждены постоянно слушать проповеди лидеров и молиться. Вступление в группу всегда считается выполнением Божьей воли, а уход из группы – предательством и неисполнением Божьей воли.
Процесс замены включает в себя не только подчинение авторитетам в секте, но и групповые сессии, на которых происходят исповеди в прошлых грехах и рассказываются истории о нынешних успехах, что способствует единству и сплоченности группы. Неопятидесятники называют такие собрания «свидетельствами». Эти сессии эффективно обучают групповому конформизму, так как группа, активно используя метод «кнута и пряника», осуждает или закрепляет определенные мысли, эмоции и поведение ее членов. Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются цепочки психонервных процессов, регулирующих поведение данной личности. Эта программа полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению.
В таком специфическом состоянии критические способности человека снижаются, а также ухудшается способность адекватно оценивать поступающую информацию. Еще В.М. Бехтерев утверждал, что в обход «критичной личности» и активного внимания, когда деятельность мозга осуществляется бессознательно, человеку можно внушить нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то, что он – «избранный» и должен выполнить великую миссию. Внушение осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им прививаются самые невероятные страхи и самые иллюзорные и иррациональные установки.
Как только личность «заменена», начинается этап ее «замораживания».